Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Иногда трудность выставления соответствующей оценки усугубляется тем, что ученик перешел из другой школы, где требования к учащимся были занижены. Вот один из примеров. Ученик V класса Гриша Коновалов очень старается, всегда помнит текст песни, поет с классом, всем своим отношением показывает, что урок музыки ему нравится и он хочет участвовать в нем полноценно и активно. Однако он пришел из другой школы, где пению не уделялось должного внимания. Поэтому проверки показывали его значительное отставание от певческого уровня V класса, в котором он учится теперь, и соответствовали среднему положению, между "тройкой" и "двойкой". Как тут быть? Дело прояснилось само собой: на одном из последних уроков второй четверти (в первой он имел четвертную оценку "два") его пение уже можно было оценить на "три" балла. В результате общая оценка за вторую четверть также была удовлетворительной. Помня, что оценивать успехи ученика можно и в форме поощрительных суждений, учитель не преминул сказать, что Алешина "тройка" значит и для него и для учителя гораздо больше, чем "пятерка" какого-нибудь "способного лентяя", на лету схватывающего певческий материал.
Другой, прямо противоположный случай. Ученик Дмитрий Крапива обладает отличным голосом, превосходным музыкальным слухом, хорошей музыкальной памятью. Поэтому учебный материал по пению не представляет для него трудности. Рядовой опрос с выведением оценки для него дело несложное. Вот почему необходимо было найти для него такие формы опроса, чтобы получение отличной оценки представляло для Дмитрия определенную и достаточно высокую трудность. Его ответ оценивался отличным баллом лишь в случаях, когда большинство учащихся класса не справлялись с полученным заданием (пение новой песни, повторение прошлогоднего репертуара, пение с листа по нотам и т.д.). Оценивая устно успехи Дмитрия, учитель говорил: "Дима ученик способный, и потому я к нему особенно требователен. Как говорится, "люблю как душу, трясу как грушу". А музыкальные и певческие данные Димы позволяют мне строго оценивать его успехи в пении и других видах музыкальной деятельности".
Оценки по нотной грамоте учащиеся получают в основном за умение петь по нотам или с помощью нот. Последнее умение предполагает способность на основе нотного текста ориентироваться в общем звуковысотном и ритмическом движении мелодии. Трудно рекомендовать записывать ноты на уроке, который занимает в учебном плане лишь один час в неделю. Однако, если процесс записи нот увлекает кого-нибудь из учащихся, ему можно рекомендовать заняться этим вне урока, на досуге, предложить соответствующие методические пособия.
Как оцениваются знания учащимися нотной грамоты? На основе выполнения ими рекомендаций программы. Например, ученикам IV класса предлагается сольфеджировать простые мажорные и минорные мелодии, с включением IV и VII ступеней, в тональностях Фа, До и Соль мажор. Песенный репертуар программы позволяет выполнять эти рекомендации на художественно-осмысленном материале. Качество выполнения заданий подобного рода оценивается соответствующим баллом.
Основой для выставления той или иной оценки всегда служат Рекомендации (требования) программы и уровень овладения этими рекомендациями (требованиями) тем или иным учеником. Это позволяет оценивать результаты учебной работы с наибольшей объективностью.
В разделе "Проверка по слушанию музыки" уже рассказывалось о методах и приемах опроса по этому важному элементу урока. И здесь оценивать успехи учащихся также необходимо в соотнесении вопросов и заданий с рекомендациями (требованиями) программы. Это могут быть ответы на вопросы по биографии композитора, разбор произведения: определение его частей, главных тем, взаимоотношений между ними, определение названия произведения по звучащим отрывкам, разбор мелодического материала и т. п.
Может создаться впечатление, что на уроках музыки практически не существует проблемы педагогической оценки. Это, конечно, не так. Основная трудность заключается в том, чтобы выработать действительно объективные критерии оценки пения, музыкальной грамоты, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах и на их основе вывести такую оценку, которая отражала бы общий уровень музыкальной подготовки учащихся.
Пути формирования компьютерной грамотности младших школьников
Современное общество этапа информатизации поставило перед педагогической наукой важную задачу – воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития общества. Выполнение вышеназванного социального заказа общества зависит как от технической о ...
Влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи
Формирование и воспитание патриотизма, становление патриотических чувств происходит не само по себе, а результате целенаправленной деятельности. На современном этапе развития России происходит масса событий, оказывающих влияние на формирование патриотического воспитания, любовь или нелюбовь к своей ...
Проблема обучения и развития одаренных детей
Учащийся 3-го класса показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к 10-му классу это опережение куда-то исчезает. Расхожий миф, что талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо, не всегда соответствует действительности: кто-то из талантлив ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.