Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
4) поощрение двойной оценкой (например, сразу две "пятерки" — за творческую оригинальность в исполнительстве, активность в решении проблемных задач или за старание, усердие, желание учиться петь и понимать музыку).
В любом случае не забывайте, что в первую очередь учитель всегда и во всем воспитывает своих питомцев, а не просто учит конкретным знаниям. И потому в оценивании детей ориентируйте учащихся на доброту, понимание, чуткость и справедливость. И тогда эти качества станут для детей неким эталоном их поведения в обществе.
Не спешите ставить "двойку", даже если ребенок на уроке ненароком расшалился. Со строгой интонацией голоса, переживая как свою собственную неудачу, поставьте просто точку в дневнике.
Оценка "3" тоже педагогически не верна, так как она может погасить интерес ребенка и соответственно его потребность в красоте и доброте. Очень важно, чтобы ребенок видел в учителе музыки соучастника своего вхождении в мир музыкального искусства. Радуйтесь удачам ваших воспитанников: ведь их успехи — плод вашего труда. А если видите, что кто-то отстал от вас, подождите, не спешите отмечать недостатки. Помогите своей верой ребенку, не забывайте, что оценка — это не только констатация результата, но и средство мотивации учения.
Оценивать следует все виды музыкальной деятельности детей на уроке. Так, учитель может поставить, например, две оценки — одну за слушание музыки, другую за пение. А может поставить одну общую.
Наряду с текущим учетом, проводимым на каждом уроке, различают итоговый учет в конце каждой четверти и всего учебного года. Данные текущего и итогового учета позволяют проследить динамику музыкального развития детей.
Ю.Б.Алиев полагает, что к основным критериям в определении музыкального развития младших школьников относятся:
— уровень развития художественных предпочтений;
— участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;
— информированность в области художественной культуры общества.
Аналогичные критерии присущи методике изучения музыкальной культуры младших школьников Л.В.Школяр, выделяющей три компонента понятия музыкальной культуры: музыкальный опыт, музыкальнуй грамотность и музыкально-творческое развитие.
Критериями наличия музыкального опыта, согласно Школяр, являются:
— уровень общей осведомленности о музыке;
— наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений;
— мотивация обращения ребенка к той или иной музыке. "Самое главное — выяснить: что ребенок ждет от музыки, что ищет в ней. Ответ на этот вопрос надо искать в сфере духовных накоплений". В этой связи Школяр предлагает младшим школьникам задания на воображаемые ситуации, например: "Если бы ты был учителем музыки, какие произведения ты бы выбрал на заключительный урок четверти года, что бы ты хотел ею рассказать детям?", "Какую музыку ты выберешь, чтобы послушать в кругу семьи?" и др.
В качестве справки приводим некоторые нормативы оценки знаний, умений и навыков, рекомендуемые Институтом художественного воспитания детей АПН:
"5" по слушанию музыки — ученик должен дать правильный ответ, содержащий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности и их взаимосвязи.
"5" по пению — знать нотный текст и слова песни, петь чисто, ритмически точно и выразительно, не иметь существенных недостатков в качестве звучания, дать правильную характеристику качества своего исполнения, при наличии отдельных неточностей — быть в состоянии устранить их при повторном исполнении, уметь петь их по нотам и иметь определенные навыки импровизации".
С духовным постижением музыкального искусства. Л. В. Школяр связывает и критерии музыкальной грамотности:
— степень внутренней открытости школьников для постижения незнакомой музыки;
— наличие у ребенка способности "открывать себя" через музыку;
— степень сопричастности ребенка к содержанию музыки, к стоящим за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на его взгляд, именно такое музыкально-смысловое содержание;
— степень ориентированности детей в музыкально-драматургических процессах, в выразительных средствах, понимание их организации в конкретном произведении с опорой на закономерности музыкального искусства.
Параметрами оценки владения детьми творческими навыками и умениями являются:
— эмоциональность;
— степень осознанности замысла;
— изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения;
Сущность и значение деятельности и общения в воспитательном процессе
Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие "воспи ...
Особенности детской субкультуры
«Субкультура детская – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития». Детская субкультура представляет собой автономную соц ...
Принцип гуманизации в психолого-педагогической литературе
Интерес к человеку, как к личности, уважению его достоинств, любви к людям, зародился еще в Древние времена.Великий китайский мудрец Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей, прежде всего с моральной точки зрения. Гуманность - это лю ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.