Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
изобразительный дошкольник педагог творческий
Анализ проблемы развития творчества, способностей, одаренности, креативности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.
Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности, связанные с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Так, в словаре В.Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способлять». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий «способиться», а «способляться» в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дела. Способный - здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре нет. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
В советской психологии, прежде всего трудами С.Л.Рубинштейна и Б.М.Теплова, сделана попытка, дать классификацию понятий «способности», «одаренности» ПО единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей индивидуально - психологических особенностей, от которых также зависит возможность успеха в деятельности. Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании.
«Способность» - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, Б.М.Теплов понимал под способностями индивидуально- психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или рядом деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Одаренностью называется качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности.
Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно- предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Особые функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождения решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий и планирование и решения проблем.
А.М.Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н.С.Лейтис, В.М.Теплова, В.А.Крутецкий, Е.И.Игнатьев, Э.А.Голубева, В.М.Русимов, И.В.Равич-Щербо, А. В. Запорожец, И.Н.Поддъяков, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, Дж.Берлайн, Я.А.Понаморев и многие другие), выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее:
- доминирующую роль познавательной мотивации;
-исследовательскую, творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы:
-возможности достижения оригинальных решений:
-возможности прогнозирования и предвосхищения:
-способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие нравственные, интеллектуальные оценки.
При этом А.М Матюшкин считает принципиально важным отметить, что одаренность необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования «творческого человека». С этим полностью соглашается В.А.Моляко. Его исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:
-задатки, склонности, проявляющие в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а так же в динамичности психических процессов;
-интересы, их направленность, чистота и систематичность их проявления, доминирование познавательности интересов;
-любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению проблем;
- быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;
- склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям, выработке эталонов для последующего отбора;
- проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, эффективность действий;
Особенности педагогического творчества
1. Сотворчество преподавателя со студентами, коллегами-преподавателями в педагогическом процессе, основанное на единстве цели профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в педагогическом и студенческом коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Преподаватель вуза как учены ...
Применение лингвострановедческого аспекта на уроках иностранного языка на
основе использования учебно-методического комплекса
Считаем необходимым дать определение понятию "учебно-методический комплекс" и показать его структуру. Учебно-методический комплекс (УМК) – это целостный набор учебных и методических материалов для педагога и обучающихся, позволяющий решать учебно-воспитательные задачи и создавать условия ...
Интегрированный урок по математике
Этот урок проводится с учащимися VIII класса после изучения на уроках истории темы: «Россия в пореформенный период (1861-1890)». Занятие организовано в виде соревнования двух команд, на которые разделились учащиеся. Командам предлагаются параллельно разные математические задания по одной теме и оди ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.