Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Вопрос, который мы рассматриваем в нашей дипломной работе, один из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии творчества, способностей детей. И самое главное, какое влияние на эти способности оказывает деятельность и социального педагога, и родителей.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у педагогов и родителей творчески одаренных детей в наше время, когда информация меняется, каждые пять лет, а порой и чаще нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.
В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтиса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддъяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А.М. Матюшкин.
Огромную работу, как теоретик проделал В.А.Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление.
Свои психологические модели были разработаны и рядом западных: Дж.Гилфорд, Э.Де.Боно, Дж.Галлаир, Дж.Рензули, П.Торренс. Однако доступ к трудам этих авторов, к сожалению сильно ограничен. Поэтому в изучении данного вопроса приходится больше опираться на таких психологов русской, советской психологии как Б.М.Теплов, С.Л.Рубенштейн и др.
И, наконец, мы хотим отметить великолепную исследовательскую работу доктора психологических наук Ю.З.Гильбуха. Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможностей для проявления индивидуальности ребенка.
В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем, связанных с развитием творчества детей, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса, это и определило тему нашего исследования.
Проблема творчества стала в настоящее время настолько актуальной, что ее можно было бы назвать «проблемой века» .
Изучение феномена творчества связано с именами А.М.Леонтьева, С.А.Рубинштейна, Д.Б.Богоявленской, А.М.Матюшкина, Л.А.Пономарева, О.К.Тихомирова и многих других видных отечественных психологов. Н.С.Лейтес указывает, что расположенность к творчеству является в высшем проявлении активности человека. Творчеству благоприятствуют такие качества, как наблюдательность, легкость к комбинированию хранящейся в памяти информации, готовность к волевому напряжению и многие другие психологические характеристики.
По мнению Н.С. Лейтиса, «творческость» представляет собой совершенно особый склад ума. Творчество и интеллект нельзя «оторвать» друг от друга. Известно, что многие творцы, оставившие глубокий след в науке и культуре, обладали высоким уровнем интеллекта.
Анализируя взаимосвязи между интеллектом и креативностью американский психолог Дж.Гилфорд ввел специальные понятия «дивергентное мышление» и разработал вместе со своими сторонниками ряд принципиально новых тестов, направленных на оценку дивергентных способностей.
Предполагается, что дивергентное (расходящееся) продуктивное мышление позволяет менять направление поиска в процессе решения проблем, это ведет к появлению целого веера разнообразных решений и результатов. Дивергентные способности являются средством самовыражения, они позволяют человеку порождать оригинальные идеи, ставить новые проблемы. Конвергентное мышление, в отличии от дивергентного, нацелено на поиск единственно правильного ответа. По мнению многих психологов в современной школьной практике наибольшее внимание уделяется развитию конвергентного мышления учащихся, что весьма негативно сказывается на формировании их творческих способностей. Это обстоятельство может являться одной из причин диссинхронии в развитии интеллектуальной и творческой одаренности детей.
Актуальность темы
состоит в том, что новые социально-психологические условия в процессе совместной работы педагога ИЗО и детей младшего школьного возраста оказывают влияние на формирование и развитие творчества детей.
1.
Объект исследования
– творческие способности младшего школьника.
2.
Предмет исследования
– особенности развитии творческих способностей младшего школьника.
3.
Цель исследования
– провести теоретическое и эмперическое исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Гипотеза
исследования построена на предположении, что творческие способности детей младшего школьного возраста будут развиваться успешнее при осуществлении систематических развивающих занятий ИЗО деятельностью с учетом возрастных особенностей.
Задачи исследования:
1) Анализ творческих способностей детей младшего школьного возраста;
2) Осуществление диагностической работы и анализ ее результатов;
3) Реализация формирующего эксперимента;
4) Проведение количественного и качественного анализа результативности формирующего эксперимента;
Теоретико-методологическими основами исследованияслужат концептуальные положения современной науки о формировании и развитии творческой личности, о человеке как высшей ценности социального развития; о семье как персональной микросреде младшего школьника; идеи культурологического, аксиологического, системного, личностно – деятельностного, индивидуально-творческого, контекстного, синергетического подходов к проблеме исследования особенностей творческих способностей младшего школьного возраста.
Методы исследования
:
1.Библиографический метод (анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, культурологической, лингвистической, методической литературы по теме исследования);
2. Метод экспертов (беседы с учителями);
3. Наблюдение за детьми и анализ детских работ;
4. Статистические методы обработки результатов;
5. Педагогический эксперимент.
Экспериментальной базой
исследования явилась МОУ СШО №3 г. Егорьевска Московской области.
В эксперименте приняли участия 10 младших школьников.
Практическая значимость.
Полученные данные могут быть использованы в работе социальных педагогов и психологов, а так же для учителей начальной школы.
Организация исследования осуществлялась в несколько этапов:
Первый этап (осень 2010г.) – изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; осмысление методологических и теоретических основ исследования; подбор экспериментальной группы; планирование и организационно – методическое обеспечение психологического исследования (эксперимента).
Второй этап (зима 2010 – 2011 гг.) – разработка содержания и методики формирующего эксперимента; проведение экспериментально-психологического исследования; сбор эмпирических данных и их первичная обработка.
Третий этап (весна 2011г.) – анализ, обработка, обобщение и систематизация данных психологического исследования; формулировка выводов и методических рекомендаций по исследуемой проблеме.
Типология учебной игры
Анализ учебно-методической литературы по вопросам игрового обучения английскому языку показал, что игры группируются по цели использования (лексика, грамматика, перевод, страноведение), по функциональной значимости (речевые навыки и умения), по сюжетной линии (инструментальные игры, ролевые игры, д ...
Классификация педагогических задач, их схемы решения
Педагогическая задача — основа педагогического мастерства, ее решение отражает уровень профессионализма педагога. Педагогическая задача — это осмысление сложившейся ситуации с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, приближающий к цели педагогической деятельности. Вся педагогическая д ...
Педагогические способности учителя
Одним из компонентов педагогического мастерства являются способности к педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей отражен в ряде исследований. Способности к педа ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.