Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста

Материалы » Исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста

Вопрос, который мы рассматриваем в нашей дипломной работе, один из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии творчества, способностей детей. И самое главное, какое влияние на эти способности оказывает деятельность и социального педагога, и родителей.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у педагогов и родителей творчески одаренных детей в наше время, когда информация меняется, каждые пять лет, а порой и чаще нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтиса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддъяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А.М. Матюшкин.

Огромную работу, как теоретик проделал В.А.Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление.

Свои психологические модели были разработаны и рядом западных: Дж.Гилфорд, Э.Де.Боно, Дж.Галлаир, Дж.Рензули, П.Торренс. Однако доступ к трудам этих авторов, к сожалению сильно ограничен. Поэтому в изучении данного вопроса приходится больше опираться на таких психологов русской, советской психологии как Б.М.Теплов, С.Л.Рубенштейн и др.

И, наконец, мы хотим отметить великолепную исследовательскую работу доктора психологических наук Ю.З.Гильбуха. Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможностей для проявления индивидуальности ребенка.

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем, связанных с развитием творчества детей, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса, это и определило тему нашего исследования.

Проблема творчества стала в настоящее время настолько актуальной, что ее можно было бы назвать «проблемой века» .

Изучение феномена творчества связано с именами А.М.Леонтьева, С.А.Рубинштейна, Д.Б.Богоявленской, А.М.Матюшкина, Л.А.Пономарева, О.К.Тихомирова и многих других видных отечественных психологов. Н.С.Лейтес указывает, что расположенность к творчеству является в высшем проявлении активности человека. Творчеству благоприятствуют такие качества, как наблюдательность, легкость к комбинированию хранящейся в памяти информации, готовность к волевому напряжению и многие другие психологические характеристики.

По мнению Н.С. Лейтиса, «творческость» представляет собой совершенно особый склад ума. Творчество и интеллект нельзя «оторвать» друг от друга. Известно, что многие творцы, оставившие глубокий след в науке и культуре, обладали высоким уровнем интеллекта.

Анализируя взаимосвязи между интеллектом и креативностью американский психолог Дж.Гилфорд ввел специальные понятия «дивергентное мышление» и разработал вместе со своими сторонниками ряд принципиально новых тестов, направленных на оценку дивергентных способностей.

Предполагается, что дивергентное (расходящееся) продуктивное мышление позволяет менять направление поиска в процессе решения проблем, это ведет к появлению целого веера разнообразных решений и результатов. Дивергентные способности являются средством самовыражения, они позволяют человеку порождать оригинальные идеи, ставить новые проблемы. Конвергентное мышление, в отличии от дивергентного, нацелено на поиск единственно правильного ответа. По мнению многих психологов в современной школьной практике наибольшее внимание уделяется развитию конвергентного мышления учащихся, что весьма негативно сказывается на формировании их творческих способностей. Это обстоятельство может являться одной из причин диссинхронии в развитии интеллектуальной и творческой одаренности детей.

Актуальность темы

состоит в том, что новые социально-психологические условия в процессе совместной работы педагога ИЗО и детей младшего школьного возраста оказывают влияние на формирование и развитие творчества детей.

1.

Объект исследования

– творческие способности младшего школьника.

2.

Предмет исследования

– особенности развитии творческих способностей младшего школьника.

3.

Цель исследования

– провести теоретическое и эмперическое исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Гипотеза

исследования построена на предположении, что творческие способности детей младшего школьного возраста будут развиваться успешнее при осуществлении систематических развивающих занятий ИЗО деятельностью с учетом возрастных особенностей.

Задачи исследования:

1) Анализ творческих способностей детей младшего школьного возраста;

2) Осуществление диагностической работы и анализ ее результатов;

3) Реализация формирующего эксперимента;

4) Проведение количественного и качественного анализа результативности формирующего эксперимента;

Теоретико-методологическими основами исследования

служат концептуальные положения современной науки о формировании и развитии творческой личности, о человеке как высшей ценности социального развития; о семье как персональной микросреде младшего школьника; идеи культурологического, аксиологического, системного, личностно – деятельностного, индивидуально-творческого, контекстного, синергетического подходов к проблеме исследования особенностей творческих способностей младшего школьного возраста.

Методы исследования

:

1.Библиографический метод (анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, культурологической, лингвистической, методической литературы по теме исследования);

2. Метод экспертов (беседы с учителями);

3. Наблюдение за детьми и анализ детских работ;

4. Статистические методы обработки результатов;

5. Педагогический эксперимент.

Экспериментальной базой

исследования явилась МОУ СШО №3 г. Егорьевска Московской области.

В эксперименте приняли участия 10 младших школьников.

Практическая значимость.

Полученные данные могут быть использованы в работе социальных педагогов и психологов, а так же для учителей начальной школы.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов:

Первый этап (осень 2010г.) – изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; осмысление методологических и теоретических основ исследования; подбор экспериментальной группы; планирование и организационно – методическое обеспечение психологического исследования (эксперимента).

Второй этап (зима 2010 – 2011 гг.) – разработка содержания и методики формирующего эксперимента; проведение экспериментально-психологического исследования; сбор эмпирических данных и их первичная обработка.

Третий этап (весна 2011г.) – анализ, обработка, обобщение и систематизация данных психологического исследования; формулировка выводов и методических рекомендаций по исследуемой проблеме.

Новые статьи:

Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению
Готовность ребенка в конце дошкольного возраста вступить в новые отношения с обществом находит свое выражение в готовности к школьному обучению (Н.И. Гуткина, 2007). Существуют различные взгляды на определение готовности к обучению. Так Л.И. Божович еще в 1950 г. отмечала, что готовность к обучению ...

Современные методики обучения азбуке
На сегодняшний день выделяют несколько новаторских авторских методик: методика Монтессори, Домана, Зайцева, Тюленева, Воскобовича, Кушнира. Методика Монтессори. Монтессори-метод универсален. С его помощью можно научить ребенка писать, считать, развить общую эрудицию, логику, способность к аналитиче ...

Сущность и особенности инновационного управления
Цели занятия: сформировать свои подходы к организации образовательного процесса; изучить интерактивные технологии обучения; раскрыть сущность технологии проектного обучения; проанализировать состояние компьютерных обучающих технологии. План: Педагогические инновации. Инновационные образовательные у ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru