Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Творческий ребенок - хорошо это или плохо. Можно сказать, что это странный вопрос, ну конечно, хорошо! Не будем торопиться. Ответ не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд. Еще в семидесятых годах прошлого века американский исследователь П.Торренс заметил, что большинство творческих людей оказалось среди двоечников, безработных и т.д.
Связав этот факт с непониманием и неприятием их обществом, он предложил учителям охарактеризовать творческого ученика по ряду параметров. И, оказалось, что большинство из них называли черты вовсе не свойственные таким детям. Учителя, как правило, представляют себе творческого ученика как быстро обучающегося, дисциплинированного, эрудированного, общительного, исполнительного приспосабливающегося и т.д. А вот на взгляд исследователей, они отличаются как раз противоположными качествами: конфликтностью, противоречивостью, повышенной чувствительностью и ранимостью, критичностью, неровным поведением и т.д. Получается, что учителя просто «не видят» действительно творческих детей, в результате чего их способности в стенах школы остаются незамеченными, нереализованными и часто начинают проявляться в негативном поведении. Более того - творческих детей подчас даже не хотят видеть. Ведь такой ребенок неудобен, гак как он - неординарная личность, не похож на других, а значит, к нему не применимы общепринятые методы воздействия. Нужно находить свой подход, а это требует от педагога именно творческих усилий, к которым он далеко не всегда готов.
Среди педагогов распространено мнение, что работа с творческими детьми - это «задание со звездочкой»: решить хорошо бы, но не обязательно.
Вот работа с отстающими - это святое дело. Даже считается, что если не развивать творческого ребенка, то он станет, по крайней мере, как все, то есть «нормальным». Мы утверждаем обратное: не развивать творческого ребенка гораздо опаснее, чем не работать с отстающими, так как блокада творческих способностей приводит к деструктивному развитию личности. Вот что сказал об этом Э.Фромм: «Если влечение к творчеству не получает реального выхода, возникает тяготение к разрушению. Психологическое напряжение таково, что если человек не сможет соединить себя с миром в акте творчества, то рождается побуждение к устранению и разрушению мира . Альтернатива вполне четкая - творить или уничтожать».
Исследования показывают, что в творческом акте сочетаются две формы человеческой активности адаптивная и неадаптивная. Первая – это активность подчиненная определенной цели, требованиям правилам, внешним условиям. Вторая спонтанная активность, идущая от внутренних побуждений, выходящая за рамки требуемого, но именно она весьма существенна для процесса творчества.
Самостоятельное целеполагание ребенка, которое и является определяющим для творчества, как правило, игнорируется, или пресекается педагогами. Оно может проявляться в неожиданных вопросах, к которым учитель бывает не готов, в шутке, остроте, в оригинальном взгляде, собственном отношении.
Неадекватные дети - настоящее наказание для учителей, поскольку большинству наших педагогов не свойственна, а поэтому непонятна, активность. Зачастую эти, по мнению «педагога», «проблемные» школьники не могут точно выполнить задание учителя, потому что оно не требует самостоятельного мышления, неинтересно тому, кто привык мыслить неординарно, начинают придумывать что-то другое, а это далеко не всегда поощряется педагогами. Поняв, что реализоваться в учебной деятельности ему не удастся, ученик начинает направлять свою активность в другое (часто негативное) русло. Отсюда и его «проблемность», которая постепенно обрастает новыми формами. От чего же зависит тот или иной уровень развития неадаптивных и адаптивных проявлений творческой активности? Обратимся к генезису способности к творчеству. Ее источником является спонтанная (ненаправленная, случайная) активность, свойственная всем детям. В зависимости от реакции родителей она может развиваться в творческую устремленность личности. Поддержка родителей положительно сказывается не становление и развитие активности ребенка, а вот запреты становятся тормозом. Запрет понимается нами не только как осознанная санкция родителей, но и неосознаваемые предписания, передаваемые в эмоциях, мимике, интонации и т.д.Например, родительское предписание «не будь ребенком» или «не делай этого» (оно может быть в вопросительной форме «что ты наделал?») блокирует неадаптивную форму активности. Вышесказанное нельзя понимать как призыв к вседозволенности. Запреты необходимы, но в оптимальном количестве. На этот счет есть рекомендация психологов: в одной трети случае нужно соглашаться с ребенком, позволив ему сделать то, что он хочет; еще в одной - настоять на своем, а в третьей - найти компромисс [26, с. 43]. Уважительное отношение к детям при демократических взаимоотношениях способствует формированию у них доброжелательности, внимательности, способности к сопереживанию, инициативности, умения предупреждать и оптимально решать конфликтные ситуации. В семьях с авторитарными отношениями родителей к детям формируется покорность, безмолвие, безынициативность, а подчас озлобленность, замкнутость, ожесточенность.
Влияние лингвострановедческого аспекта на формирование иноязычной культуры
обучаемых
Культура в различных ее направлениях содействует формированию личности человека. "Иноязычная культура" – все то, что способен принести учащимся процесс овладения иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах [32, с. 74]. З.Н. Никитенко выделяет элемен ...
Лингвистические и психологические основы обучения
детей дошкольного возраста описательным высказываниям
Одним из главных показателей умственного и эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является уровень владения связной монологической речью. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самос ...
Диагностика уровней сформированности
графических умений младших школьников
На первом этапе ученикам, в составе 22 человек были выданы анкеты, где им предлагалось ответить на три вопроса: 1. Умеешь ли ты пользоваться компьютером? 2. Есть ли у тебя компьютер дома? 3. Для чего ты его обычно используешь? Результаты анкетирования показали, что домашний компьютер имеется у 18 ч ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.