Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется динамичностью и изменчивостью. Но люди по-разному реагируют на изменения, происходящие как в обществе, так и их личной жизни, то есть отличатся по степени приспособляемости (адаптивностью).
Проблема адаптации рассматривалась в трудах многих авторов. А. П. Сорокин, С. И. Степанова выделили этапы адаптационного процесса, И. Д. Калайков исследовал роль адаптации в развитии цивилизации, Г.А. Балл - психологическую адаптацию , И. К. Кряжева - критерии адаптации . Л. М. Растова исследовала вопросы адаптации личности в коллективе. В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность.
«Адаптация» - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Под адаптацией (от лат adapto - приспособляю) в биологии понимают приспособление строения и функций организмов и их групп к условиям существования. В физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания. Все более активно понятие «адаптация» используется и в социальных науках, в том числе в психологии и педагогике, отражая стремление представителей этих наук возможно более целостно подойти к человеку в процессе освоения им новых социальных, профессиональных ролей, к ребенку при анализе его состояния и поведения в процессе воспитания и обучения
В социально- педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микро-социальной среды.
В ходе нашего исследования мы изучаем адаптацию учащихся начальной школы в среднем звене, поэтому наша задача рассмотреть сущность понятия «школьная адаптация».
Нами были проанализированы различные определения данного термина.
В книге Овчаровой Т.В. "Практическая психология в школе" мы нашли такую формулировку: «школьная адаптация – сложный многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в систему требований и контроля, в новый коллектив».
Журавлев Д.И. дает следующее определение: «школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения».
Журавлев Д.И. отмечает, что «пусковым механизмом процесса адаптации является резкое изменение условий жизни или привычной среды, приводящее к рассогласованности внешних социальных условий и внутреннего отношения. Новые требования школьного обучения подчас превосходят возможности ребенка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая «неспецифическую» стрессовую реакцию организма».
Целесообразно уточнить мнение Шакуровой: «процесс школьной адаптации, представляющий собой приспособление психики ребенка к новым условиям и требованиям школьного обучения, продолжает быть стихийным: дети сами как-то приспосабливаются друг к другу и к школе. Им приходится преодолевать такие негативные факторы как, различные варианты авторитарного стиля педагогического руководства, нерациональную организацию образовательного процесса и учебной деятельности, искаженное восприятие и отношение к школьной жизнедеятельности ребенка со стороны его семьи, негативные характеристики стиля родительского поведения, внутрисемейного климата, установок ожиданий родителей, связанных со школьными успехами ребенка»
В психолого-педагогической литературе выделяют 3 составляющие, которые входят в понятие адаптация: адаптация физиологическая, психологическая и социальная, или личностная.
Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья ученика, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Воспитание и обучение детей в Киевском и Московском государствах
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обыча ...
Задачи и содержание работы по обучению детей младшего дошкольного возраста
правильному произношению звуков
Основной задачей обучения произношению детей раннего и дошкольного возраста является создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Для правильной орга ...
Значение слушанья музыки в воспитании чувства
сострадания
Слушанье музыки – целенаправленный процесс восприятия и осознания музыкального произведения. Существуют определённые условия, педагогические приёмы и методы, способствующие эффективному формированию эмпатии, развитию сострадания у детей, одним из таких средств является искусство. Музыка, как и друг ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.