Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Адаптация школьников как социально-педагогическая проблема

Материалы » Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене » Адаптация школьников как социально-педагогическая проблема

Страница 1

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется динамичностью и изменчивостью. Но люди по-разному реагируют на изменения, происходящие как в обществе, так и их личной жизни, то есть отличатся по степени приспособляемости (адаптивностью).

Проблема адаптации рассматривалась в трудах многих авторов. А. П. Сорокин, С. И. Степанова выделили этапы адаптационного процесса, И. Д. Калайков исследовал роль адаптации в развитии цивилизации, Г.А. Балл - психологическую адаптацию , И. К. Кряжева - критерии адаптации . Л. М. Растова исследовала вопросы адаптации личности в коллективе. В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность.

«Адаптация» - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Под адаптацией (от лат adapto - приспособляю) в биологии понимают приспособление строения и функций организмов и их групп к условиям существования. В физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания. Все более активно понятие «адаптация» используется и в социальных науках, в том числе в психологии и педагогике, отражая стремление представителей этих наук возможно более целостно подойти к человеку в процессе освоения им новых социальных, профессиональных ролей, к ребенку при анализе его состояния и поведения в процессе воспитания и обучения

В социально- педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микро-социальной среды.

В ходе нашего исследования мы изучаем адаптацию учащихся начальной школы в среднем звене, поэтому наша задача рассмотреть сущность понятия «школьная адаптация».

Нами были проанализированы различные определения данного термина.

В книге Овчаровой Т.В. "Практическая психология в школе" мы нашли такую формулировку: «школьная адаптация – сложный многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в систему требований и контроля, в новый коллектив».

Журавлев Д.И. дает следующее определение: «школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения».

Журавлев Д.И. отмечает, что «пусковым механизмом процесса адаптации является резкое изменение условий жизни или привычной среды, приводящее к рассогласованности внешних социальных условий и внутреннего отношения. Новые требования школьного обучения подчас превосходят возможности ребенка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая «неспецифическую» стрессовую реакцию организма».

Целесообразно уточнить мнение Шакуровой: «процесс школьной адаптации, представляющий собой приспособление психики ребенка к новым условиям и требованиям школьного обучения, продолжает быть стихийным: дети сами как-то приспосабливаются друг к другу и к школе. Им приходится преодолевать такие негативные факторы как, различные варианты авторитарного стиля педагогического руководства, нерациональную организацию образовательного процесса и учебной деятельности, искаженное восприятие и отношение к школьной жизнедеятельности ребенка со стороны его семьи, негативные характеристики стиля родительского поведения, внутрисемейного климата, установок ожиданий родителей, связанных со школьными успехами ребенка»

В психолого-педагогической литературе выделяют 3 составляющие, которые входят в понятие адаптация: адаптация физиологическая, психологическая и социальная, или личностная.

Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья ученика, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Неполные семьи как актуальная проблема социума
Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье ...

Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению
Готовность ребенка в конце дошкольного возраста вступить в новые отношения с обществом находит свое выражение в готовности к школьному обучению (Н.И. Гуткина, 2007). Существуют различные взгляды на определение готовности к обучению. Так Л.И. Божович еще в 1950 г. отмечала, что готовность к обучению ...

Методические рекомендации, направленные на развитие речевой деятельности детей раннего возраста в процессе предметной деятельности
Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности. Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи малыша. Она отразится на общем эмоциональном и физичес ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru