Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Адаптация школьников как социально-педагогическая проблема

Материалы » Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене » Адаптация школьников как социально-педагогическая проблема

Страница 3

Это активная, преимущественно незащитная адаптация. В этом случае ресурсы и механизмы адаптации личности мобилизуются для реконструкции реальной социальной ситуации, а в самой личности происходят сравнительно небольшие и в основном положительные изменения (приобретение новых знаний и навыков, социальной компетентности).

Адаптация личности путём ухода от проблемной ситуации

Это «пассивная» адаптация, поиск новых, более благоприятных для безопасности и удовлетворения потребностей стратегий. В этом случае личность претерпевает более глубокие изменения, однако некоторые из них чаще всего не способствуют её самоактуализации и самосовершенствованию.

Адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособлением к ней

Такая адаптивная стратегия может осуществляться либо путём преобразования восприятия и истолкования ситуации, т.е. создания её непроблемного субъективного образа, либо путём более глубокого изменения самой личности, в первую очередь её Я-концепции.

Конечно, есть много случаев адаптации с частичным сохранением проблемной ситуации или же, в результате её преобразования, возникновением иной проблемной ситуации, требующей новых процессов адаптации.

Многие процессы адаптации могут иметь несколько направлений, в связи с этим Журавлев Д.И называет ещё две разновидности адаптации: внешняя и внутренняя.

Внешняя адаптация

Внешняя адаптация — это процесс адаптации, с помощью которого личность приспосабливается к внешним объективным проблемным ситуациям (может быть с сохранением проблемной ситуации или с её устранением и т.д.).

Внутренняя адаптация

Внутренняя адаптация имеет такие разновидности:

> адаптация, направленная на разрешение внутренних конфликтов и других внутренних проблем личности;

> структурная адаптация в узком смысле — процесс координирования какого-либо механизма с теми уже образованными механизмами, с которыми он составляет комплекс;

> структурная адаптация в широком смысле — приспособление её механизма или комплекса ко всей структуре личности.

Итак, любые нарушения равновесия между ребёнком и средой вызывают отрицательные эмоциональные переживания, которые побуждают его искать и развивать те формы поведения и деятельности, те свойства и качества, которые необходимы для утраченного равновесия, а нахождение конструктивного решения появляющихся проблем — цель ребёнка, родителя и учителя.

По мнению Шакуровой «пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируются и используются в сходных ситуациях, закрепляется в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Неадекватные механизмы приспособления, единожды возникнув, усугубляют имеющиеся у человека психические и соматические нарушения, приводя к еще большей дезадаптированности и дальнейшем отклонением развития.»

В рамках школьной жизни объективно присутствуют как минимум три адаптационных периода: в первом, пятом и девятом классах.

В адаптационный период, приходящийся на первый класс для ребенка все новое начиная от коллектива в котором он будет учиться, и, заканчивая классно-урочной системой. Нужно отметить, что для решения этого вопроса проводится большая работа. Детские сады активно готовят детей к переходу в школу, координируются детские программы детских садов и школ, при школах открываются минишколы, так называемый нулевой класс, в котором дети адаптируются и к учителю, и к режимным моментам, организующим жизнь школьника.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Педагогические взгляды английских и французских просветителей
В своих трудах Локк стремился обосновать новое государственное устройстве в Англии. Он отстаивал договорную теорию происхождения государства и теорию естественного права. Локк доказывал, что все люди сначала были свободны и равны. Свои естественные права они добровольно передали правителям для того ...

Растения – живые организмы
Формирование представлений у дошкольников о растительном мире Забайкалья. Характерные особенности народонаселения, времен года, видового состава животных и растений региона лежит в основе отбора содержания экологического (природоведческого) воспитания дошкольников. На основе полученных чувственных ...

Отношение к патриотизму в истории России
По мнению учёных, зачатки патриотизма появляются ещё в первобытнообщинной формации. В те времена патриотизм опирался на кровнородственные связи, носил эмоционально-чувственный характер. Корни патриотизма кроются в нескольких примитивных, биологически необходимых предрасположениях: из инстинктов раз ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru