Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене

Материалы » Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене

В настоящее время в нашей стране интенсивно развивается школьная социально-психологическая служба. Среди основных целей деятельности психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях - содействие развитию личности учащихся и сохранению их психологического здоровья. Одним из важнейших условий достижения данной цели является обеспечение адаптации детей к образовательной среде. Адаптация ребенка к школе не заканчивается в первом классе, она продолжается фактически до окончания школы, т.к. образовательный процесс, по своей сути, предполагает непрерывные изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. Тем не менее, в процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей

Таким периодом является и переход из начальной школы в среднее звено: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников - все это может приводить к снижению успеваемости, нарушению поведения, эмоциональной нестабильности, повышению утомляемости.

Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного социально-педагогического сопровождения учащихся в процессе перехода в среднюю школу являются актуальными задачами.

Вопросы, связанные с данной темой, рассматривались такими авторами, как Д.Б. Эльконин, Т. В . Драгунова, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, Л.А. Ясюкова, М.Р. Битянова, Е. А. Осипова, Д. Журавлев и др.

Д.Б Эльконин, К.Н. Поливанова связывают явления дезадаптации при переходе в среднюю школу у учащихся с совпадением этого периода по времени с началом предподросткового кризиса. Такое совпадение может приводить к возникновению негативных последствий для развития учащихся.

Г.А.Цукерман указывает на необходимость проектирования новой ступени образования, которая стала бы связующим звеном между начальной и средней школой.

Е. А. Осипова исследовала проблемы психолого-педагогического обеспечения адаптации учащихся в средней школе.

Ясюкова Л.А. связывает трудности при переходе в среднюю школу главным образом с учебой, перенеся социально- психологические причины дезадаптации на второй план, поэтому ее методика « Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» позволяет в большей степени выявить недостатки развития ученика, причины неуспеваемости.

Но многие вопросы, такие как оценка психологического ресурса адаптации младшего подростка к изменениям образовательной среды, влияние уровня развития классного коллектива на особенности адаптации учеников, различия в адаптации к средней школе мальчиков и девочек, изучены недостаточно глубоко.

Таким образом, выбор темы курсовой работы «Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене» обусловлен недостаточной научной разработанностью проблемы адаптации школьников к условиям обучения в средней школе и её несомненной значимостью, поскольку от успешности адаптации зависит успешность в учебной деятельности, формирование адекватных механизмов приспособления к школе и жизни в целом.

Объект исследования: Адаптация учащихся в школе.

Предмет исследовании: Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене.

Цель исследования: изучить основные социально–педагогические условия, обеспечивающих успешную адаптацию учащихся начальной школы в среднем звене.

Гипотеза исследования: адаптация учащихся начальной школы в среднем звене будет успешной если: выявить психологический ресурс учащихся, характеризующийся сочетанием и уровнем развития основных структурных компонентов: эмоционального (школьная тревожность, эмоциональное благополучие), мотивационно-личностного (внутренняя мотивация учения), установить уровень сформированности школьного коллектива, учитывать особенности адаптации мальчиков и девочек.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) уточнить понятия «адаптация», «среднее звено школы »;

2) выявить причины, негативно влияющие на адаптацию учащихся при переходе в среднее звено;

3) определить социально-педагогические условия, обеспечивающие успешность адаптации учащихся при переходе в среднее звено;

4) провести экспериментальную работу по изучению адаптации учащихся начальной школы в среднем звене;

5) разработать рекомендации для участников образовательного процесса по оказанию помощи учащимся при переходе в среднее звено;

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, социометрия, тестирование, количественная и качественная обработка результатов исследования, констатирующий эксперимент.

Новые статьи:

Роль изучения элементов математического моделирования в курсе математики 5-6 классов
Так как в основе решения прикладных задач лежит математическое моделирование, то для реализации прикладной направленности необходимо организовать обучение школьников элементам моделирования, которыми с дидактической точки зрения являются учебные действия, выполняемые в процессе решения задач. Разви ...

Варианты использования цифрового фотоаппарата во внеклассной работе по предмету «Естествознание»
Дети значительно лучше усваивают содержание любого, даже самого сложного предметного материала, если получают информацию не только из учебника, но и из окружающей их жизни. Однако, прибегая к помощи простых экскурсий в лес, парк или на школьный двор сегодня уже нельзя рассчитывать на достаточно эфф ...

Соотношение личностно-деятельностного подхода и технологичности в работе и источниками
Современная Россия находится на «переломе». Происходит смена парадигм во всех сферах жизни на основе обращения к общечеловеческим ценностям и национальным гуманистическим традициям. К педагогическим реалиям относится утверждение в качестве приоритетной гуманистической парадигмы; разработка концепци ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru