Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Особенности адаптации учащихся при переходе из начальной в среднюю школу

Материалы » Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене » Особенности адаптации учащихся при переходе из начальной в среднюю школу

Страница 1

Мы уже отметили, что переход из начальной школы в среднюю, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой.

О.Г. Харкевич выделяет две группы причин, оказывающих влияние на процесс адаптации при переходе в пятый класс:

1. Социальные и психолого-педагогические причины — это падение жизненного уровня части населения, отсутствие нормальных условий для обучения детей, неблагоприятный микроклимат в семьях из-за увеличения числа родителей-алкоголиков, преобладание авторитарного стиля общения, равнодушие части учителей к успехам и трудностям учеников. Преподаватели, работающие в V классах, не учитывают возрастных особенностей подростков, вместо создания ситуации успеха лексически и интонационно нагнетают страх перед неудачей. Такой стиль работы учителей не предполагает развития мотивации к обучению, не может воспитать настойчивости в преодолении трудностей, уверенности в себе и своем успехе, самостоятельности и решительности в достижении поставленных целей.

2. Физиологические причины снижения успеваемости вызваны общей перегрузкой учащихся: большим объемом информации, предлагаемой к усвоению; перегруженностью внеклассными мероприятиями; разнообразной факультативной подготовкой; нерационально составленным расписанием занятий, с преждевременным включением пятиклассников в кабинетную систему занятий и др. Все это влияет на самочувствие, на отдельные особенности поведения подростков, вызванные одновременным проявлением и утомляемости, и повышенной возбудимости, и раздражительности. Сложности этого возраста усугубляются совпадением периода наибольшего снижения успеваемости школьников с возрастным периодом замедления темпов нарастания показателей умственной работоспособности.

Наиболее сложным в данный период является переход от одного привычного учителя к взаимодействию с несколькими учителями предметниками, отличающихся стилем общения, темпом речи, тембром голоса. Расставание с первым любимым учителем огорчает детей. Ломаются привычные стереотипы под угрозой самооценка ребенка – теперь его оценивает не один педагог, а несколько. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажутся для ребенка также большой неожиданностью.

Но вместе с тем школьники учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и от человека, с которым общаются.

Одной из особенностей обучения на данном этапе является и переход учащихся из одного кабинета в другой. Родного, по-домашнему уютного кабинета начальной школы, где проходили все уроки, больше не будет, пятиклассники будут заниматься в разных кабинетах.

Кроме того, в пятом классе происходит резкое увеличение объема информации, возрастание недельной нагрузки, возрастает количество предметов. Обучение в средней школе предъявляет достаточно высокие требования к уровню сформированности у выпускников начальной школы определенных учебных знаний и учебных действий. Неравномерные темпы нарастания объема и сложности учебных программ при переходе в основную школу вызывают сильную перегрузку, поэтому именно на данный период приходится пик заболеваний школьников.

Трудность данного периода многие психологи и педагоги видят еще и в том, что изменяется личностный смысл учения, часто снижается интерес к учебной деятельности.

С.В. Масолова подчеркивает, что «если недооценивать психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками, то они могут привести к школьной дезадаптации, когда ребенок становится не дисциплинированным, не внимательным, отстает в учебе, да и просто не хочет идти в школу».

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

По мнению Е.Г. Коблик «психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.»

У подростков формируется потребность быть взрослым, осознавать себя личностью, отличной от других людей. Отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению.

Развивается общественная направленность стремлений: подростки стремятся завоевать определенное положение внутри коллектива, во взаимоотношениях со сверстниками.

Е.Г. Коблик пишет: «Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения».

Потребность занимать новую позицию во взаимоотношениях тесно взаимосвязана с изменением в этот переходный период отношения к самому себе.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Результаты изучения готовности детей к школе
В целях определения готовности детей к школьному обучению мы использовали следующие методики: 1.Методика "Домик" (Н.И. Гуткиной), которая направлена на изучение произвольного внимания дошкольника. Методика представляет собой задание на срисовывание картинки (домика). Задание позволяет выя ...

Социально – педагогические условия благоприятной адаптации учащихся начальной школы в среднем звене
Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса — сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. «Создание социально-педагогических условий, ...

Управление педагогическими системами как разновидность социального управления
Основная задача любой науки — выявление закономерностей изучаемых явлений и процессов для более полного и глубокого понимания действительности. Наука управления педагогическими системами (в нашем случае — вузом) призвана изучать процессы постановки и решения управленческих задач и получать знания о ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru