Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Влияние социума на становление и развитие творческой активности ребенка

Материалы » Исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста » Влияние социума на становление и развитие творческой активности ребенка

Страница 2

Детские обиды могут стать психологической помехой для выявления творческих сил: ребенок долго носит в себе эту обиду, акцентирует на нее свое внимание, она становится эпицентром всех его мыслей и переживаний. Все это отбирает силы и энергию у личностного развития. Более того, если вовремя не устранить обиду, со временем у ребенка может развиться состояние, которое психологи называют «комплексом несчастного сознания»: ребенок потеряет способность к полноценному переживанию радости, а радость - великая воспитательница. Ее можно сравнить с солнечным светом: как он необходим для роста и развития всего живого, так и радость необходима для роста и развития ребенка.

На развитие ребенка может оказать тормозящее влияние конфликт с родителями, с учителями, с одноклассниками. Взрослые порой не замечают, как травмируют психику ребенка несправедливыми обвинениями, наказаниями, несоразмерными поступку.

Нельзя допускать, чтобы ребенок постоянно находился в ситуации неудачи. Психолог А. К. Дусавицкий рассказал о таком эксперименте. Девятилетнему ребенку показывают рисунок. На нем изображен ученик, стоящий за партой. Вместо лица у него кружок. Экспериментатор предлагает ребенку решить, каким должно быть выражение лица школьника, изображенного на рисунке, - спокойным, улыбающимся или грустным, и кладет перед ним вырезанные из бумаги контуры лиц с разным выражением.

Ребенок выбирает картинку с грустным выражением лица. «Почему ты выбрал этот рисунок?» - спрашивает психолог. «Он грустный, потому что двойку получил». Значит у ребенка повышенный уровень тревожности. Может быть, на картинке изображен ученик, который решил задать вопрос учителю или же успешно отвечающий урок. Но мальчик видит только одну ситуацию - школьник плохо отвечает урок. Причина в том, что у ребенка развито чувство своей несостоятельности как учащегося. Такое чувство бывает у детей, которых дома часто наказывают. Они постоянно находятся в тревожном состоянии.

Ребенок действует, побуждаемый чувством тревожности, а не интересом к делу. Его волнует не содержание деятельности, а то, получит ли он наказание или избежит его. Тревожное состояние ребенка приводит к остановке в развитии личности.

Перед ребенком кладут картинку, на которой изображен ученик, сидящий за учебниками. Какое выражение лица ребенок сочтет подходящим для этой ситуации? Опять - то же самое - грустное. Мальчик объясняет это так: «Ему грустно, потому что не хочется делать уроки». Уроки, которые приходится делать, чтобы избежать наказания, сами превращаются в наказание. На другой картинке - женщина со стопкой книг и стоящий рядом ученик. Девятилетний мальчик вновь выбирает для него грустное лицо: «Ведь учительница ругает его».

О каком же творчестве может идти речь, если ребенка разучили верить в себя? Ведь творчество требует смелости, а откуда она возьмется у ребенка, скованного страхом и неверием в свои силы и возможности?

Когда ребенок впервые переступает порог школы, слышит музыку, приветственные речи, он весь в напряженном ожидании чуда, новизны, почти взрослой самостоятельности. Родители, нарядные, торжественные, провожают его в школу. Школьная парта, новые тетради, новая жизнь, обещания учительницы повести детей в увлекательную страну знаний. А проходит месяц, другой, и может оказаться, что в школе скучно, тягостно, неуютно. Вот тут-то и начинается утрата поэтического видения мира, необходимого для творчества.

Придя в школу, ребенок уже имеет определенный набор родительских предписаний, которые регулируют его поведение и, следовательно, тот или иной уровень развития активности. Дети, привыкшие к исполнению требований старших, как правило, становятся наиболее успешными, так как с одной стороны им легче освоить школьные правила, с другой - они удобны для учителя. А вот успешность «неадаптивных» зависит от учителя, от того, насколько он ценит оригинальность и инициативу. Дети, с преобладающей неадаптивной активностью, импульсивны, но не умеют подчиняться общим правилам. Их активность чаще всего проявляется в формах, вызывающих раздражение педагога, например, в выкриках с места. Но содержание подобной активности ученика очень положительно, - у него рождаются вопросы, собственные мысли, идеи, отношение. Однако, пресекая такое поведение (его форму), часто забывают поощрить содержание. И развитие ребенка получает другое направление, - учебная мотивация падает, а деструктивная растет.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент осуществлялся в течение месяца в виде проведения цикла из 10 коррекционно-развивающих занятий, целью которых было развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью игр. Занятия проводились со всей группой детей в форме дополнительной кружковой работ ...

Реализация принципа гуманизации педагогов-новаторов
В конце 70 – начале 80-х гг. в системе образования начал появляться особый отряд учителей – педагоги-новаторы, педагоги – практики. Их девизом был – «Творчество учителя – творчество ученика». Признаками истинных учителей, педагогов были: способность стопроцентного вовлечения учеников в процесс обуч ...

Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья
Забота о здоровье подопечных — составляющая охранно-защитной функции социального педагога. Кроме того, защита здоровья может стать самостоятельным объектом специализации социального педагога-валеолога. К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: • социопс ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru