Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Детские обиды могут стать психологической помехой для выявления творческих сил: ребенок долго носит в себе эту обиду, акцентирует на нее свое внимание, она становится эпицентром всех его мыслей и переживаний. Все это отбирает силы и энергию у личностного развития. Более того, если вовремя не устранить обиду, со временем у ребенка может развиться состояние, которое психологи называют «комплексом несчастного сознания»: ребенок потеряет способность к полноценному переживанию радости, а радость - великая воспитательница. Ее можно сравнить с солнечным светом: как он необходим для роста и развития всего живого, так и радость необходима для роста и развития ребенка.
На развитие ребенка может оказать тормозящее влияние конфликт с родителями, с учителями, с одноклассниками. Взрослые порой не замечают, как травмируют психику ребенка несправедливыми обвинениями, наказаниями, несоразмерными поступку.
Нельзя допускать, чтобы ребенок постоянно находился в ситуации неудачи. Психолог А. К. Дусавицкий рассказал о таком эксперименте. Девятилетнему ребенку показывают рисунок. На нем изображен ученик, стоящий за партой. Вместо лица у него кружок. Экспериментатор предлагает ребенку решить, каким должно быть выражение лица школьника, изображенного на рисунке, - спокойным, улыбающимся или грустным, и кладет перед ним вырезанные из бумаги контуры лиц с разным выражением.
Ребенок выбирает картинку с грустным выражением лица. «Почему ты выбрал этот рисунок?» - спрашивает психолог. «Он грустный, потому что двойку получил». Значит у ребенка повышенный уровень тревожности. Может быть, на картинке изображен ученик, который решил задать вопрос учителю или же успешно отвечающий урок. Но мальчик видит только одну ситуацию - школьник плохо отвечает урок. Причина в том, что у ребенка развито чувство своей несостоятельности как учащегося. Такое чувство бывает у детей, которых дома часто наказывают. Они постоянно находятся в тревожном состоянии.
Ребенок действует, побуждаемый чувством тревожности, а не интересом к делу. Его волнует не содержание деятельности, а то, получит ли он наказание или избежит его. Тревожное состояние ребенка приводит к остановке в развитии личности.
Перед ребенком кладут картинку, на которой изображен ученик, сидящий за учебниками. Какое выражение лица ребенок сочтет подходящим для этой ситуации? Опять - то же самое - грустное. Мальчик объясняет это так: «Ему грустно, потому что не хочется делать уроки». Уроки, которые приходится делать, чтобы избежать наказания, сами превращаются в наказание. На другой картинке - женщина со стопкой книг и стоящий рядом ученик. Девятилетний мальчик вновь выбирает для него грустное лицо: «Ведь учительница ругает его».
О каком же творчестве может идти речь, если ребенка разучили верить в себя? Ведь творчество требует смелости, а откуда она возьмется у ребенка, скованного страхом и неверием в свои силы и возможности?
Когда ребенок впервые переступает порог школы, слышит музыку, приветственные речи, он весь в напряженном ожидании чуда, новизны, почти взрослой самостоятельности. Родители, нарядные, торжественные, провожают его в школу. Школьная парта, новые тетради, новая жизнь, обещания учительницы повести детей в увлекательную страну знаний. А проходит месяц, другой, и может оказаться, что в школе скучно, тягостно, неуютно. Вот тут-то и начинается утрата поэтического видения мира, необходимого для творчества.
Придя в школу, ребенок уже имеет определенный набор родительских предписаний, которые регулируют его поведение и, следовательно, тот или иной уровень развития активности. Дети, привыкшие к исполнению требований старших, как правило, становятся наиболее успешными, так как с одной стороны им легче освоить школьные правила, с другой - они удобны для учителя. А вот успешность «неадаптивных» зависит от учителя, от того, насколько он ценит оригинальность и инициативу. Дети, с преобладающей неадаптивной активностью, импульсивны, но не умеют подчиняться общим правилам. Их активность чаще всего проявляется в формах, вызывающих раздражение педагога, например, в выкриках с места. Но содержание подобной активности ученика очень положительно, - у него рождаются вопросы, собственные мысли, идеи, отношение. Однако, пресекая такое поведение (его форму), часто забывают поощрить содержание. И развитие ребенка получает другое направление, - учебная мотивация падает, а деструктивная растет.
Исследования значимости дополнительного образования для детей
По отношению к дополнительному образованию детей детерминационная неопределенность усиливается правом детей в свободном выборе режима своей деятельности, объема занятий, уровня своих результатов. Именно эта существенная черта не была учтена при проведении экспериментальной аттестации учреждений доп ...
Развитие ребенка-дошкольника в возрасте 5-6 лет
В этом возрасте на развитии ребенка сказывается ближайшая перспектива поступления в школу. Все большие требования и дома, и в детском саду предъявляют к его психическим процессам: памяти, мышлению, вниманию, личностным проявлениям своего «Я». И под влиянием соответствующих занятий и упражнений, дея ...
Причины возникновения детского церебрального паралича
Причиной детского церебрального паралича могут быть различные неблагоприятные факторы, воздействующие во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придаётся поражение мозг ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.