Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Иногда говорят о творческом процессе, имея в виду лишь первый из названных периодов. По всей видимости, этого недостаточно. Рождение новой ценности обусловливается и силой творческого напряжения во время создания произведения, и целостным развитием, жизненным опытом, уровнем знаний.
Создание принципиально нового, новой ценности - материальное, практическое осуществление и передача этой ценности обществу.
Невозможность создать алгоритм - такую предварительную программу конкретного творческого процесса, иными словами, неповторимости любого отдельного творческого акта [23, с. 89].
По Далю, «творить» - давать бытие, сотворять, созидать, производить, рождать. Это деятельное свойство. Им щедро наделено человечество. Сознательное торможение этого процесса ведет не только к понижению уровня интеллектуальных способностей. Подавление творческого начала вызывает в детях агрессию. Творческая деятельность высвобождает созидательную энергию, нетворческая - разрушительную.
Творчество по определению Декарта,- это все то, что «вызывает переход из небытия в бытие».
Творчество, будучи, по сути, культурно-историческим явлением, имеет психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым и создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, несознательных компонентов умственной активности, а так же потребности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную рабату мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению или к одному чувству.
Творчество неотделимо от понятия креативности.
Креативность (от латинского слова сгеаге - творить, создавать) - это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность среди интеллектуальных способностей выделена в особый тип. Согласно Маслоу - творческая направленность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях:
- анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности - личностные факторы;
- анализ творческого мышления и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении пр.
Вопрос о креативности, как о самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы ее измерения.
Итак, как бы ни рассматривалось творчество: как продукт, как процесс или как особенное креативное состояние субъекта, в творчестве всегда присутствует элемент новизны.
Дж.Гилфорд предположил модель «структуры интеллекта (SI)», систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей [10, с.96]. Модель основывается на теоретических допущениях. По своей структуре основана на схеме: стимул - литентная операция - реакция. Место стимула в модели Гилфорда занимает «содержание», под «операцией» подразумевается умственный процесс, под «реакцией» - результат применения операции к материалу. Факторы в модели независимы. Таким образом, модель является трехмерной, шкалы интеллекта в модели - шкалы наименований. Операцию Гилфорд трактует как психический процесс: познание, память, дивергентное мышление, оценивание. (Рис.1)
Содержание задачи определяется особенностями материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о личностных особенностях людей и причинах поведения).
Результаты - форма, в которой испытуемый дает ответ: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.
Каждый фактор в модели Гилфорда получается в результате сочетаний категорий трех измерений интеллекта. Категории сочетаются механически. Названия факторов условны. Всего в классификационной схеме Гилфорда 5x4x6=120 факторов.
Он считает, что в настоящее время идентифицировано более 100 факторов, т.е. подобраны соответствующе для их диагностики. Концепция Дж.Гилфорда широко используется в США. Особенно в работе педагогов с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать образовательный процесс и направлять его на развитие способностей. Модель Гилфорда используется в Иллинойском университете при обучении 4-5-летних детей.
Система образования в РФ
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правов ...
Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста в норме и у
детей с амблиопией и косоглазием
Прежде чем рассматривать развитие слухового восприятия, необходимо понять, что представляют собой такие нарушения зрения, как косоглазие и амблиопия. Поскольку у нас два глаза, то очевидно, что в процессе зрения должны сформироваться два изображения. Для того, чтобы оба этих изображения слились в м ...
Орнаментально-декоративное творчество
Педагогическая помощь развитию орнаментально-декоративного творчества должна быть обусловлена прежде всего сознанием полной законности, неизбежности такой потребности у ребенка. Если к выполнению чисто конструктивных требований его принуждает обычно или необходимость утилитарная или опасения за сущ ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.