Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
При этом корреляции между креативностью и интеллектом выше, если при тестировании в обоих случаях используется аналогичный материал (словесный, числовой и пр.), и ниже, если материал тестов интеллекта и креативности разнороден.
Рис. 2 Схема развития креативности и интеллекта (по Торренсу)
На концепции Дж. Гилфорда базируется существующее сегодня деление на общую и творческую одаренность. Это расщепление одаренности противоречит здравому смыслу, так как означает, что просто одаренность не достигает своего основного назначения - творчества.
Расщепление одаренности является результатом констатации того факта, что сами по себе способности еще не тождественны творческому потенциалу человека. Осознана механистичность логики: «чем выше способности, тем выше творческая отдача». Действительно, рассмотрение творческой способности, творческой одаренности в качестве особой, самостоятельной одаренности, ответственной за творческие достижения человека, базируется на ряде исходных противоречий в самой природе способностей и творчества. Эти противоречия находят свое отражение: человек с высокими способностями может быть не творческим, и наоборот нередки случаи, когда менее обученный и даже менее способный человек является творческим. Гоген и Пиросмани явно уступают в мастерстве рисунка художнику делающему копии. Вместе с тем они входят в плеяду крупнейших художников наряду с Врубелем и Куинджи, давших человечеству свое видение мира, т.е. творцов. Этот пример позволяет конкретизировать проблему: если умение и специальные способности не определяют уровень творчества, то в чем разгадка «творческости», творческого потенциала личности? Ответим на этот вопрос, апеллируя к особой творческой одаренности.
По этому пути и пошел, как мы видели, Гилфорд. Простота и видимая правдоподобность идеи, с одной стороны, ее противопоставление устаревшими взглядами на творческие способности, как только максимальное выражение умственных и специальных способностей - с другой, обеспечили на длительное время его подходу огромную популярность во всем мире.
Действительно, кажутся абсолютно очевидными критерии оценки креативности: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Оригинальность выступает как один из основных показателей дивергентности. Оригинальность многолика. За ней могут стоять различные, порой прямо противоположные явления: это может быть содержательный творческий процесс, проникновения вглубь познаваемого объекта, выявление существенных взаимосвязей. А может быть и не имеющее никакого отношения к творчеству оригинальная, психическая адекватность. Это признает и сам Гилфорд, говоря о порождении с помощью дивергентного мышления новых, не обязательно умных, искусственных идей.
Эту неоднозначность оригинальности как критерия творчества понимали сам Гилфорд, и наиболее серьезные ученые: «Художник стремится развить в себе крайнюю чувствительность и эксцентричность, нередко намеренно доходя до безрассудства . Оригинальность, - вот к чему стремилось искусство. Здесь всегда живо желание выйти из границ укоренившегося порядка в безграничную возможность хаоса и нередко один только этот шаг рассматривается уже как достижение».
В связи с этим ряд ученых считают, что оригинальные идеи нельзя рассматривать в отрыве от их полезности. Если оригинальные идеи рассматривать безотносительно к их полезности, невозможно будет отделить креативные идеи от эксцентричных или шизофренических, которые тоже могут быть оригинальными, но они неэффективны.
Так, Кроплей (2007) считает вообще необходимым отличать подлинную креативность от «псевдокреативности» и «квазикреативности».
Псевдокреативность имеет признак новизны как следствие слепого неприятия того, что уже существует, или просто желания неожиданно поставить дело «с ног на голову». Такого рода «новизна» по его мнению, не имеет никакого отношения к креативности.
Квазикреативность содержит некоторые элементы подлинной креативности, как, например высокий уровень фантазии. Однако в этом случае возникает проблема связи квазикреативности с реальностью: это «креативность слов наяву, грез и мечтаний».
Не надо забывать, что В.Освальд, разрабатывая в начале века типологию творчества, говорил об оценки творчества ученых по критерию оригинальности как «способности создавать что-либо самостоятельно».
Такое раскрытие оригинальности означает, что она говорит о наличии продуктивного процесса (человек сам мыслил) в отличие от действия по памяти или образцу. Исходное представление, лежащее за термином «оригинальность», - это подлинность: оригинал не копия. Подлинность не противопоставляет себя мышлению, а предполагает его в полном объеме. И тем более такой процесс не преследует цель противопоставления «правдоподобному» и «очевидному». «Говорите правду, и вы будете оригинальны», - утверждал писатель А. Вампилов.
Разработка учебной программы по дисциплине «Экономика общественного
сектора»
Рабочая программа по дисциплине «Экономика общественного сектора» по специальности 08.01.00. «Экономика». Кафедра «Экономика» Объем часов: лекции – 36 часов, практические занятия – 18 часов, самостоятельная работа – 18 часов. Всего по курсу – 72 часа. Итоговый контроль проводится в виде экзамена. 1 ...
Анализ опыта работы по профориентации в условиях общеобразовательного
учреждения
При изучении особенностей профориентации в условиях общеобразовательного учреждения, интересен, становится опыт профориентационной работы проводимой в г. Оренбурге в МОУ «Средней общеобразовательной школе № 78», располагающейся по адресу ул. Новая 23/3. Профориентационную работу в этом учреждении в ...
Анализ учебно-методического обеспечения процесса обучения математике с
точки зрения выявления его потенциала для развития одарённых учащихся
Проанализируем учебные программы и учебники по математике для 5-6 классов с целью выявления в них акцента на развитие именно одаренных учащихся. Учебная программа, как основной документ общеобразовательного учреждения, менялась в процессе развития системы образования. Так, в 1923 г. стержнем школьн ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.