Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
- эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д.;
- настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;
- творчество - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать, склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т.п.;
- интуитивизм - склонность к сверхбыстрым решениям, оценкам, прогнозам;
- сравнительно более быстрое обладание умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;
- способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п.
При определении понятия творчество, под «творчеством» не всегда мыслится одно и то же. Зачастую многозначность термина скрывается за широким определением творчества как изобретения чего-то нового, необычного, оригинального. Другое определение творчества относит его к процессу создания новых культурных ценностей (художественных, научных, технических и пр.). Известный специалист в области философии образования Е.П.Торенс дал следующее определение творчества: творчество — это процесс обнаружения пробелов и отсутствия каких-то необходимых элементов в наличном знании и связанный с этим поиск их заполнения. Вряд ли кто осмелится и в наше время упрекнуть Аристотеля за то, что атрибутом творчества считал стремление к совершенству.
Творчество всегда адресно, привязано к какой-то отрасли человеческой деятельности. «Творчества, вообще предметно не обозначимого, реально не существует».
В итоге можно сказать, что относительность творческого процесса к сфере человеческой деятельности означает, что творчество - не автономный объект, а одна из характеристик деятельности.
Творчество в своем первом определении вступает как деятельность человека, созидающая новые духовные и материальные ценности. Окружающая человека искусственная среда, «вторая природа» во всем ее многообразии, культуре в целом - продукт творчества человека.
Творчество - проявление высших способностей человека, высшая форма деятельности человека. Определение человека как homo creator (существо вторящее, созидающее) полнее и точнее, чем homo sapiens (человек разумный). Именно в творчестве разрабатывается с предельной ясностью сущность человека, как преобразование мира, творца, новых отношений и самого себя. Суть человеческого бытия состоит в творчестве.
Производство нового, творчество есть родовая сущность и родовой признак человека.
Существуют принципиальные отличия творчества и предметной деятельности, на которые обращают внимание многие философы, психологи, педагоги. Исследуя природу отношений творчества и деятельности, Дыбина О. В. относила их к принципиально противоположным формам человеческой активности. По А. Э. Симановскому, основной признак деятельности как форма активности - это соответствие цели деятельности ее результату. Для творческого же акта характерно противоположное, а именно - рассогласование цели (замысла, программы и т.д.) и результата. В процессе деятельности может возникнуть творческая активность, связанная с порождением «побочного продукта, который в итоге и является творческим результатом. Таким образом, для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности « нечто новое и необычное», для нетворческого важен результат по достижении цели (целесообразный результат), а не новизна.
Американский психолог Э. Фромм в своих работах предположил следующее определение понятия творчества: «Это способ удивлять и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
К признакам творческого акта можно отнести бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, измененность состояния сознания.
Творчество - чрезвычайно сложная, проявляющаяся в многообразии форм деятельность. Познание сущности и закономерности развития творчества, структуры и специфических форм творческого поиска стало возможным лишь на современном, очень высоком этапе развития общества в целом и науки в частности.
Среди многочисленных признаков творческого акта в практике, науке и искусстве - сферах его проявлениях - выделяются три главных признака:
1. Процессуальность.
Творчество является длящимся процессом, который охватывает два неравных периода:
- время собственно творчества, осуществления замысла, создания законченного произведения;
- всю протяженность жизненного опыта творца, который порождает и корригирует первоначальный замысел на всех этапах его реализации.
Причины и последствия подросткового алкоголизма
Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и посл ...
Возможности формирования позитивного отношения к ЗОЖ у младших школьников в
процессе обучению естествознанию
Огромное значение в формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни имеют привычки. В процессе психофизиологического развития меняется форма мышления от наглядно-действенной через наглядно-образную к словесно-логической. Базовой гигиенической проблемой учебной деятельности школьника явл ...
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
В подростковом возрасте каждый стоит перед выбором профессии. Каждый пятый подросток расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Подростка манят десятки профессий, разобраться в таком разнообразии нелегко. Поэтому перед тем как разрабатывается программа, курс проф ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.