Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Но можно обойтись и без заучивания ролей детьми, если предложить, например, вылепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку по памяти.
По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.
Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем – проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей – угадать эпизод, догадаться о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами.
Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.
Все эти приемы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа. «Особые» дети в зависимости от степени тяжести имеющегося дефекта могут принимать участие в постановке театрализованных игр, драматизаций с помощью кукол. Кто-то из детей может участвовать в самой драматизации, кто-то в ее подготовке, а кто-то будет участвовать только в качестве зрителя. Существуют адаптированные сказки для «особых» детей, не перегруженные незнакомыми словами и понятиями, имеющие небольшой объем, эклектический стихотворный слог, с внесенными дополнительными элементами, облегчающими восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказ о цвете, форме и величине, стимулирующий образное восприятие и т.д.). Все это делает сказку доступной к облегченному усвоению и воспроизведению «особым» ребенком.
Даже , если «особый» ребенок является только зрителем, сказка, спектакль очень положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость, смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир. Сказка также повышает речевую активность таких детей. Как показал опыт, даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне: - «Ам» – съела Колобка Лиса, «Бум» – яичко упало и разбилось и пр.
Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. (Между тем, здесь очень важным является подбор инсценируемого произведения, который должен учитывать особенности детей - участников и зрителей, чтобы не вызвать у них негативной реакции). Также нужно заметить, что некоторым «особым» детям очень сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть или закрыть глаза, т.е. выразить свое состояние с помощью мимики, так как развитие мимики для них, в силу их дефекта, крайне затруднено. Такого рода сказочные представления положительно влияют на развитие мимики лица, побуждают детей к смене мимического состояния лица: дети увлекшись происходящим на сцене начинают улыбаться, грустить, нахмуривают брови. Коррекционная роль такого рода игр заключается и в том, что они развивают мышление (дети постепенно усваивают последовательность эпизодов сказки, названия персонажей, основные звукоподражания), внимание (дети сосредоточивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время), память (дети запоминают свою роль, имена основных героев, характерные признаки). Также участие «особых» детей в инсценировках обогащает их словарный запас.
Содержание и методика экспериментального обучения
Целью формирующего этапа эксперимента являлась разработка педагогических условий формирования у детей 5 года жизни навыков описательной речи и опыта организации деятельности и общения с учетом их характеристик. На формирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Разработать содер ...
Межпредметность – современный принцип обучения
Отбор содержания межпредметного характера определяет выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это комплексные формы обучения (семинары, экскурсии, конференции, домашние задания, обобщ ...
Методы театральной педагогики
На сегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Осваивая их, педагог обретает знание механизмов восприятия, взаимодействия, прир ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.