Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Процесс закрепления звука в речи начинается с произношения звука в слогах и в начале слова. Слоговые упражнения очень скучны для детей. Поэтому произношение звука в слогах лучше давать в форме шуток-чистоговорок. Рифмы и ритм шуток-чистоговорок облегчают произношение и запоминание звуков.
Легкие шутки-чистоговорки можно уже применять в период формирования речи ребенка, в старшей ясельной группе. В этом возрасте дети с удовольствием слушают шутки-чистоговорки, запоминают их и постепенно сами повторяют.
Слоговой компонент шутки-чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.
Рифма также воспринимается ребенком, и он делает попытки рифмовать и придумывать шутки-чистоговорки. При этом воспитатель и родители должны исправлять возможные ошибки при подборе рифмы.
Произношение шуток-чистоговорок проводится следующим образом. Воспитатель произносит четко шутку-чистоговорку, например, pa, pa, pa – высокая гора. Затем ее один раз повторяют все дети вместе, а после этого воспитатель вызывает 2–3 детей, которые только недавно усвоили произношение этого звука, но в речи еще его не употребляют. Первую часть чистоговорки – pa, pa, pa – произносит ребенок, только что усвоивший изолированный звук р, вторую часть – высокая гора – ребенок, который уже может выговорить слова со звуком р. С теми детьми, которые еще не умеют произносить звук, проводится работа по вызыванию этого звука. Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков проговариваются двумя подгруппами коллективно, а также при индивидуальной работе с ребенком.
Сложные шутки-чистоговорки (вариант для подготовительной группы) прорабатываются с детьми только индивидуально.
От шуток-чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях. На первом занятии надо дать слова со звуком в начале слова, на другом–со звуком в середине слова между гласными, затем со звуком в конце слова и в сочетании с другими согласными. Дидактическим материалом служит набор картинок-слов на этот звук. Картинки раскладываются на столе рисунком вниз. Воспитатель вызывает отдельных детей, предлагает взять картинку и назвать ее. Она следит за тем, чтобы ребенок говорил медленно, четко и громко, правильно артикулируя звуки. Затем предлагает ребенку придумать предложение с этим словом. Например, рыба – Рыба плавает в реке.
Для закрепления звуков в речи детям можно предложить вопросы, составленные так, что ответ требует лишь включения слова на данный звук. Например: Где растут помидоры и огурцы? – Помидоры и огурцы растут в огороде (звук р). При этом необходимо добиваться, чтобы дети отвечали полными предложениями.
Для закрепления звука в речи даются также предложения, которые дети произносят в сочетании с действиями и с использованием игрушек. Например, для звуков с, з даются выражения «Я поставлю на стол», «Я возьму со стола» и игрушки (миска, стакан, солонка, собака, слон); для звуков ш, ж – «Я положу в шкаф», «Я положу на этажерку», «Я возьму из шкафа» и игрушки (Мишка, кошка, шапка, шашки, карандаши) и т.д.
Для закрепления звуков в речи даны рассказы. Рассказы составлены таким образом, что в них входит много слов на данный звук. Воспитатель читает рассказ 2–3 раза. Затем предлагает ответить на вопросы, а после этого пересказать рассказ. На эти занятия привлекаются и дети со слаборазвитой речью. Если они не могут сделать самостоятельно пересказ, то участвуют в ответах на вопросы. С детьми, которым надо закрепить правильное произношение, шутки-чистоговорки, стишки и рассказы на данный звук заучиваются во время индивидуальных занятий.
В работе над звукопроизношением и фонематическим восприятием рекомендуем применять цветовые сигналы звуков (цветные кружочки диаметром до 9 см). Сочетание речевых упражнений с выставлением цветовых сигналов вносит в занятия игровой момент, вызывает у детей интерес к занятию. Цветовое обозначение звуков условно, но оно должно быть стабильным. Для обозначения звука с берется кружок синего цвета, для звука ш – кружок красного цвета.
Звонкие согласные б, д, г обозначаются зелеными, а глухие согласные п, т, к – черными кружками. Звонкость звуков з и ж обозначается маленьким зеленым кружком в центре синего и красного кружка. Звуки л и р – желтым и розовым кружками.
Хорошим пособием для работы над анализом предложения и для игры «Мы пишем и читаем по цветовым сигналам» служит специальная касса. На кассе (размер 100×50 см) нашито несколько рядов кармашков различной длины. В эти кармашки вставляются полоски, обозначающие предложение, слова и слоги. На первом ряду в длинный кармашек вставляется полоска-предложение. Затем идут 2 ряда по 3 кармашка для полосок-слов. В последнем ряду 3–4 маленьких кармашка для слогов. Кармашки для слогов должны находиться под полосками-словами в 3-м ряду.
Виды мышления и его сущность
Мышление есть психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мещеряков Б.Г. определяет мышление как творческое преобразование субъективных образов в сознании человека. Мышление - это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможно ...
Методы музыкального образования
В определении методов «Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов работы в контексте специфики музыкального образования зависит от особенностей содержания учебного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, ...
Условия эффективности педагогического внушения
Известный историк и психолог Б.Ф. Поршнев, изучая истоки человеческого общения и взаимодействия, пришел к выводу, что в своей исходной сути речь является способом внушения, самым мощным и могущественным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека, «всякий говорящий внушает». В основе вн ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.