Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Специфика деятельности учителя физической культуры

Страница 1

Деятельность учителя, является составной частью педагогической системы и характеризуется целесообразным воздействием на учащихся при помощи педагогических средств, обоснованных психологической наукой. Функционирование педагогической системы отражается в психологической структуре педагогической деятельности, анализ которой представлен в работах Н.В.Кузьминой (1967), А.И.Шадрикова (1976), В.А.Сластенина (1976), Т.С.Поляковой (1983), Н.М.Таланчук (1991), Л.И.Захаровой (1993), Л.М.Митиной(1994).

Н.В.Кузьмина (1976) выделяет компоненты структуры деятельности на основе выполняемых ими функций. По мнению автора, состав и последовательность действий учителя, направленных на достижение педагогических целей через решение длинного ряда педагогических задач, и является психологической структурой деятельности. В последовательности действий учителя выделяются следующие функциональные компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Гностический компонент включает действия, по изучению и накоплению знаний о целях системы и средствах их достижения, уровне развития субъектов педагогического процесса, их возрастных и индивидуально-психологических особенностях, содержании и способах воздействия на учащихся, особенностях процесса и результатах собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Проективный - включает действия, связанные с формулированием и перспективным планированием системы целей и задач, планированием деятельности учащихся на длительный срок, планированием собственной деятельности на длительный срок.

Конструктивный - включает действия, связанные с отбором и композиционным построением содержания учебной и воспитательной информации, выбором методов преподавания, моделированием деятельности учащегося при разных формах работы, моделированием собственной будущей деятельности и поведения.

Коммуникативный - включает действия по установлению педагогически целесообразных деловых взаимоотношений между участниками педагогического процесса, мотивированию их деятельности (суггестия), проникновению во внутренний мир участников педагогического процесса.

Организационный - включает действия по реализации педагогического замысла, организации взаимодействия учителя и учащихся, организации и внедрению созданных ранее моделей деятельности и поведения учителя и учащихся.

Психологическая структура педагогической деятельности Н.В.Кузьминой была дополнена и развита А.И.Щербаковым (1976), который, выделил информационную функцию (обмен информацией между учителем и учащимися путем прямой и обратной связи); воспитательно-развивающую функцию, являющуюся предпосылкой единства воспитания, обучения и развития (управление перцептивными, мыслительными, эмоционально-волевыми и другими процессами в учебной деятельности); ориентационную функцию (развитие ценностных ориентации); мобилизационную функцию (актуализация знаний и жизненного опыта учащихся); исследовательскую функцию (научный подход к изучению педагогических явлений). А.И.Крупнов (1990), описывая психологическую структуру действий выделил мотивационно-смысловой, эмоционально-аффективный, операционально-динамический, ориентировочно-познавательный, регуляторно-волевой и продуктивно- результативный компоненты.

Мотивационно-смысловой компонент включает в себя отношение субъекта к выполняемым действиям, внутренние побуждения, степень удовлетворенности своими действиями. Эмоционально-аффективный компонент характеризуется преимущественной выраженностью у индивидов модальностей эмоций: радостью, гнева, страха. Операционально-динамический компонент характеризует процесс реализации действий. Ориентировочно-познавательный компонент включает в себя рефлексию учащихся на уроке, накопление знаний не только о преподаваемой дисциплине, но и о психологии учащихся. Регуляторно-волевой компонент характеризует особенности саморегуляции. Продуктивно-результативный 0 компонент действий характеризует уровень успешности (эффективности) деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Психолого-лингвистические основы речевой деятельности
В психолингвистике конца XIX – начала XX вв. язык рассматривался в первую очередь как застывшая система, взятая в абстракции от реальной речевой деятельности. К настоящему времени между психологией и лингвистикой образовалось своего рода размежевание предмета исследования. Оно дошло до того, что од ...

Инновации в воспитании
В учебных заведениях проверяются нетрадиционные модели воспитания. Так, в США на рубеже 1960-1970-x гг. осуществлялась федеральная программа "Школа будущего". Авторы ориентировались на принципы возвращения к Богу, индивиду, акцентировалось внимание на библейские ценности при нравственном ...

Техника акварельной живописи
Мы знаем, что акварель обладает широкими возможностями, позволяет брать глубокие, насыщенные тона, а также и тончайшие, едва уловимые оттенки. Акварелью пишут в технике «алла прима» и лессировками, «по-сухому». «Алла прима» — значит, писать сразу, стараться взять цвета в полную силу, без дальнейших ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru