Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Деятельность учителя, является составной частью педагогической системы и характеризуется целесообразным воздействием на учащихся при помощи педагогических средств, обоснованных психологической наукой. Функционирование педагогической системы отражается в психологической структуре педагогической деятельности, анализ которой представлен в работах Н.В.Кузьминой (1967), А.И.Шадрикова (1976), В.А.Сластенина (1976), Т.С.Поляковой (1983), Н.М.Таланчук (1991), Л.И.Захаровой (1993), Л.М.Митиной(1994).
Н.В.Кузьмина (1976) выделяет компоненты структуры деятельности на основе выполняемых ими функций. По мнению автора, состав и последовательность действий учителя, направленных на достижение педагогических целей через решение длинного ряда педагогических задач, и является психологической структурой деятельности. В последовательности действий учителя выделяются следующие функциональные компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Гностический компонент включает действия, по изучению и накоплению знаний о целях системы и средствах их достижения, уровне развития субъектов педагогического процесса, их возрастных и индивидуально-психологических особенностях, содержании и способах воздействия на учащихся, особенностях процесса и результатах собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
Проективный - включает действия, связанные с формулированием и перспективным планированием системы целей и задач, планированием деятельности учащихся на длительный срок, планированием собственной деятельности на длительный срок.
Конструктивный - включает действия, связанные с отбором и композиционным построением содержания учебной и воспитательной информации, выбором методов преподавания, моделированием деятельности учащегося при разных формах работы, моделированием собственной будущей деятельности и поведения.
Коммуникативный - включает действия по установлению педагогически целесообразных деловых взаимоотношений между участниками педагогического процесса, мотивированию их деятельности (суггестия), проникновению во внутренний мир участников педагогического процесса.
Организационный - включает действия по реализации педагогического замысла, организации взаимодействия учителя и учащихся, организации и внедрению созданных ранее моделей деятельности и поведения учителя и учащихся.
Психологическая структура педагогической деятельности Н.В.Кузьминой была дополнена и развита А.И.Щербаковым (1976), который, выделил информационную функцию (обмен информацией между учителем и учащимися путем прямой и обратной связи); воспитательно-развивающую функцию, являющуюся предпосылкой единства воспитания, обучения и развития (управление перцептивными, мыслительными, эмоционально-волевыми и другими процессами в учебной деятельности); ориентационную функцию (развитие ценностных ориентации); мобилизационную функцию (актуализация знаний и жизненного опыта учащихся); исследовательскую функцию (научный подход к изучению педагогических явлений). А.И.Крупнов (1990), описывая психологическую структуру действий выделил мотивационно-смысловой, эмоционально-аффективный, операционально-динамический, ориентировочно-познавательный, регуляторно-волевой и продуктивно- результативный компоненты.
Мотивационно-смысловой компонент включает в себя отношение субъекта к выполняемым действиям, внутренние побуждения, степень удовлетворенности своими действиями. Эмоционально-аффективный компонент характеризуется преимущественной выраженностью у индивидов модальностей эмоций: радостью, гнева, страха. Операционально-динамический компонент характеризует процесс реализации действий. Ориентировочно-познавательный компонент включает в себя рефлексию учащихся на уроке, накопление знаний не только о преподаваемой дисциплине, но и о психологии учащихся. Регуляторно-волевой компонент характеризует особенности саморегуляции. Продуктивно-результативный 0 компонент действий характеризует уровень успешности (эффективности) деятельности.
Восприятие: понятие, виды, основные характеристики
Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Каждый вид обладает рецепторами и мозгом, позволяющими организму ...
Планирование работы профессионального учебного заведения
Цели занятия: изучить особенности планирования работы профессионального образовательного учреждения; осмыслить содержание работы профессионального учебного заведения. План: Общие требования к планированию работы профессионального образовательного учреждения. Содержание работы профессионального учеб ...
Критерии толерантности
равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе); возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в д ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.