Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Большое место в деятельности учителя физической культуры принадлежит проектировочно-конструктивной работе (подбору учебного материала в связи с задачами урока, возрастом учащихся, их половыми особенностями, спецификой класса).
Управленческо-организаторские функции учителя физической культуры состоят в практической организации урока и занятий спортивных секций, в организации школьных спортивных соревнований, в создании физкультурного актива школы и управлении им и т. д.
Прогностически-ориентирующая функция учителя физической культуры состоит в выявлении у учащихся способностей и склонностей и с учетом последних - в помощи учащимся с выбором профессии, определением жизненного пути.
Образовательно-просветительные функции заключаются в передаче учащимся знаний и умений, связанных с выполнением физических упражнений, с ролью развиваемых с их помощью физических и психических качеств в трудовой деятельности, службе в армии, а также в объяснении значения здорового образа жизни для хорошего самочувствия и высокой работоспособности.
Воспитательные функции учителя состоят в формировании нравственно воспитанной личности школьника, преданного своему коллективу, патриота.
Деятельность учителя физической культуры протекает в специфических по сравнению с деятельностью других учителей условиях. Можно выделить три группы этих условий: психическая напряженность, физическая нагрузка и внешнесредовые факторы, связанные с проведением занятий на воздухе.
По классификации, принятой в психологии труда, работу учителя физической культуры можно отнести к четвертой группе психической напряженности по основным характеристикам деятельности. К этому следует добавить наличие на уроках физкультуры шума от криков детей (во время эстафет, подвижных и спортивных игр), который значительно превышает допустимый уровень, отличается прерывистостью звуков и высокими тонами, вызывая у учителя физической культуры психическое утомление.
Дополнительными факторами психического напряжения учителя являются также необходимость переключения с одной возрастной группы на другую, большая нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки (Г.И.Погадаев, 1998).
Л.Н.Данилина выделяет специфические для учителя физической культуры трудности, способствующие возникновению у него психического напряжения: большая учебная площадь спортивного зала или пришкольной спортивной площадки; сложность городской обстановки при проведении занятий лыжным спортом и плаванием; наличие спортивного оборудования и инвентаря, неправильное использование которого связано с риском для здоровья учащихся; одновременность занятий с учащимися разного пола, имеющими разные физические возможности и интересы; требование высокой моторной плотности уроков при большой наполняемости класса; необходимость руководить одновременно работой нескольких групп на разных снарядах; отсутствие достаточного инвентаря, учебников и учебных пособий по предмету «физическая культура».
О.В.Петунии обращает внимание на ряд факторов, усугубляющих напряженность труда учителя физической культуры: плохая материально-спортивная база, слабая помощь со стороны администрации школы и педагогического коллектива, неорганизованность как черта характера и т. д.
Особенностью условий деятельности учителя физической культуры является необходимость показывать физические упражнения и страховать учащихся при выполнении ими физических упражнений, а также передвигаться вместе с учащимися при занятиях на воздухе, в походах и т. д. Это создает большую физическую нагрузку, так как учитель является для ребенка эталоном силы, ловкости, выносливости (Ильин Е.П., 2000). В отечественной психологической науке деятельность традиционно изучается в единстве и взаимосвязи с общением (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Рассмотрению педагогического труда как системы взаимодействия учителя и учащихся на основе общения посвящены работы А.А.Бодалева, 1982; В.А.Кан-Калика, 1987; Г.А.Ковалева, 1987; С.В.Кондратьева, 1984; А.А.Леонтьева, 1979; Л.А.Петровской, 1989 и др. Общение в педагогической деятельности выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений учителя и детей, обеспечивающих успешность обучения и воспитания. Таким образом, педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия, как важная профессиональная категория педагогической деятельности.
Организация логопедической работы по преодолению дисграфии у детей
школьного возраста
Организации логопедической работы по преодолению дисграфии у детей школьного возраста в своих исследованиях уделяют внимание Т. В. Ахутина, Р. И. Лалаева, А. Н. Корнев, В. И. Ляудис, Л. Г. Парамонова, Л. С. Цветкова, А. В. Ястребова и др [3, 15, 18, 29, 37]. Данная работа может осуществляться в нес ...
Характеристика речевого развития детей с задержкой психического развития
Речь – ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. Готовность к школьному обучению включает определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность различать и дифференцировать акустические признаки звуков (звонкость-глухость, твердость-мягкость, шипящие - сви ...
Задачи адаптивной физической культуры дошкольников с детским
церебральным параличом и принципы коррекционной работы
Задачи адаптивной физической культуры детей с детским церебральным параличом можно разделить на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые справедливы и в работе со здоровыми детьми ‑ это общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные. Вторую группу составл ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.