Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Обратная связь, которая является атрибутом управления, предполагает три обязательные составляющие: оперативное отслеживание состояния наиболее важных признаков, диагностический анализ собранных данных и прогноз о возможном повышении технологичности обучения. Из множества существующих определений понятия «диагностика», на наш взгляд, наиболее конструктивно следующее: «Диагностика - это выявление отклонений от нормы, от закономерностей».
В исследовании была доказана целесообразность организации классов преемственности, целенаправленно и технологично работающих над совершенствованием общеучебных умений. Их эффективность такова, что позволяет в течение одного учебного года улучшить признаки воспитанности и развития детей - вежливость, аккуратность, внимание, память, волевые качества; вывести слабых учеников на нормальный уровень обучения; увеличить количество хорошо читающих (в эксперименте это изменение произошло с 18 до 64%, или в 3,5 раза) и достаточно быстро вычисляющих детей (почти двукратное увеличение - с 46 до 82%).В целом количество успешно обучающихся пятиклассников увеличилось с 40 до 62 процентов.
Если в начале эксперимента из-за нарушения преемственности в первой четверти пятого класса количество успешно обучающихся учащихся уменьшалось почти вдвое (с 60 до 31%) и к концу учебного года удавалось лишь незначительно улучшить этот результат, то в конце исследования ситуация изменилась: в первой четверти было достигнуто почти полное сохранение результата обучения начальной школы и работа педколлектива была направлена на дальнейшее улучшение качества обучения.
В условиях обычных массовых школ можно в течение 2 - 4 лет достичь высокого уровня сформированности общеучебных умений и качества обучения при выполнении ряда условий: руководителям школ желательно овладеть профессиональным мышлением на диагностико - технологическом уровне; классы должны комплектоваться смешанными по составу учеников, чтобы ученики могли оказывать помощь друг другу; следует усилить необходимую мотивацию, как детей, так и учителей, исключить действие разрушающих ее факторов; требования технологий должны выполняться достаточно четко.
Анализ успеваемости подтверждает общий вывод о высокой эффективности диагностико - технологического обеспечения преемственности обучения при переходе учащихся из начальной школы в пятые классы. Достоверность выводов доказана в условиях массовой экспериментальной проверки на принятом в педагогике уровне 0,95.
При подведении итогов исследования очень часто, кроме основных, выявляются и дополнительные немаловажные результаты. Так, начиная с 2003 года наблюдалось существенное ухудшение качества обучения первоклассников (с 59 до 45%); в дошкольный период эти дети испытали задержку эмоционально-речевого развития из-за закрытия детских садов, поэтому 55% первоклассников были обречены на низкую успешность обучения; в пятом классе 56% детей этой возрастной группы не достигли оптимальной скорости чтения; в последующих классах качество обучения этой группы детей уже не повышалось, 54% детей обучались лишь на «3». Получился преемственный ряд чисел: 55, 56, 54. Аналогичный ряд чисел приведем для возрастной группы, в которой удалось, применяя диагностику и технологии, несколько снизить количество неудачников: 43, 38, 43. Положение в первых классах было улучшено организацией в школе специальных подготовительных групп, где проводилась необходимая работа по развитию речи и мелкой моторики руки с дошкольниками; аналогичная работа велась и в детских садах.
Характеристика речевого развития детей с задержкой психического развития
Речь – ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. Готовность к школьному обучению включает определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность различать и дифференцировать акустические признаки звуков (звонкость-глухость, твердость-мягкость, шипящие - сви ...
Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию
педагогической технологии при переходе учеников с первой на вторую ступень
обучения
Существование столь большого «комплекса» ошибок может быть объяснено несовершенством обратной связи, а иногда и сведением ее функций только к контролю. Поэтому было решено совершенствовать процесс обучения именно на основе этого принципа. В проводимом исследовании диагностические задачи педагогичес ...
Проектирование целей обучения математике, направленных на развитие одаренных
учащихся
На основе теории, рассмотренной в первой главе можно сформулировать следующие основные положения методики развития одаренных детей в процессе обучения математике: - Диагностика развития одаренных учащихся должна осуществляться на основе системы комплексной оценки. Результаты диагностики должны испо ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.