Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Содержание и проблемы в обеспечении преемственности в образовании школьников первой и второй ступеней обучения

Материалы » Содержание и проблемы в обеспечении преемственности в образовании школьников первой и второй ступеней обучения

XX столетие человечество завершает, осознав фундаментальную значимость образования как чрезвычайно важного социального института, определяющего состояние, эволюцию и перспективу каждой страны, народа, поколения, личности. Такой подход получил отражение и в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», согласно которой отечественное образование призвано решать целый комплекс основных задач. Проблеме преемственности посвящено значительное число исследований философов, педагогов, психологов, социологов.

Философский аспект преемственности раскрывается в трудах Гегеля, Э.А. Баллера, А.М. Минасяна, П.В. Алексеева, А.В. Панина и др. В педагогическом аспекте наибольший практический интерес вызывает идея «сквозных» проблем преемственности от дошкольных учреждений до вуза, высказанная в работах Г.Н. Александрова, Ю.А. Кустова, М.И. Махмутова и др. Она нашла свое отражение во взглядах американского исследователя Д. Хейса, который показал, что состояние, развитие и выживание любых систем определяется свойствами реально существующих замкнутых колец связей. В.Н. Зайцеву принадлежит разработка педагогического варианта кольца замкнутых связей, известного в литературе под названиями «кольца ускорения», которое по своей дидактической сути является основой преемственности и выживания системы образования.

Анализ современной психолого-педагогической литературы, изучение реального состояния обученности, воспитанности учеников констатируют нарушение преемственности между всеми ступенями образования.

Противоречие между осознанием жизненной важности преемственности и неудовлетворительным ее состоянием в системе образования возникло из-за несовершенства системы управления, из-за сложности реализации обратной связи при управлении многофакторными системами. До сих пор крайне не упорядочены процессы отслеживания и обработки собранной информации; предлагаемые школам рекомендации не опираются на реальные закономерности и на результаты диагностики; их реализация, как правило, недостаточно технологична. Названное выше противоречие является основным и порождает множество вторичных противоречий, касающихся состояния преемственности между отдельными ступенями системы образования. Это определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования – выявить наиболее эффективные методики распознавания и актуализации проблем процесса преемственности при переходе учащихся с первой на вторую ступень обучения.

Объект исследования – школьники 1 и 2 ступеней обучения.

Предмет исследования – содержание и проблемы в обеспечении преемственности в образовании школьников первой и второй ступеней обучения.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи:

Определить методологические основы содержания и проблемы в обеспечении преемственности в образовании школьников на первой и второй ступенях обучения;

Проанализировать современные концепции и практику обеспечения преемственности в образовании школьников первой и второй ступеней обучения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения философии, педагогики и психологии о человеке как социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя, о творчестве как сущностной характеристике человеческой деятельности, о самореализации как высшем уровне функционирования живых систем; о месте и роли творческой самореализации в эстетической деятельности младшего школьника; положения педагогической психологии о сущности и специфике эстетической деятельности младшего школьника; выводы педагогики об активизации образовательной деятельности школьников и активности самой личности школьника в процессе развития.

Методы исследования: изучение теории вопроса; изучение педагогического опыта; наблюдение над процессом воспитания; анализ продуктов деятельности учителя.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись учащиеся 1 и 2 ступеней обучения МОУ «Общеобразовательная школа № 15» управления образования администрации Губкинского городского округа.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательных школ.

Новые статьи:

Основные дидактические концепции
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения. Их характеристика сводится к описанию принципов, целей, содержания, средств обучения. Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три: традицио ...

Ресурсное обеспечение
Даже для того, чтобы нарисовать стенгазету (одну), понадобятся лист ватмана, краски, фломастеры, маркеры и т.п., то есть - расходы. Если же стенные газеты выпускают все учебные группы, то соответственно увеличиваются и расходы. Любое дело требует вложения определенных средств. Проект создания в уче ...

Теоретические основы использования дидактических игровых заданий в развитии логического мышления младших школьников
В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (3.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru