Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В этом возрасте особенно важно установить взаимосвязь и взаимодействие между учебной деятельностью, осуществляемой на занятиях, и воспитанием звуковой культуры речи в других видах деятельности. Помимо занятий следует проводить разнообразные упражнения для развития моторики речедвигательного аппарата, а также для развития речевого дыхания, слуха и слухового внимания.
Наибольший эффект дают упражнения, которые проводят в игровой форме с учетом основных положений методики. В зависимости от цели использования эти упражнения можно разделить на две группы. В первую группу входят упражнения, подготавливающие детей к занятиям (на развитие слухового внимания, речевого дыхания, артикуляционного аппарата). Но второй группе относятся упражнения, закрепляющие программный материал занятий (различные дидактические игры на звукоподражание и игры с речевым материалом).
Упражнения для артикуляционного аппарата можно проводить во время одевания на прогулку. Воспитатель говорит, что на улице дети будут играть в лошадки, и предлагает по цокать язычком так, как лошадки цокают копытками. Упражнение длится 1–2 мин.
Таким образом, мы рассмотрели методику работы по обучению детей младшего дошкольного возраста правильному произношению звуков и выявили, что в основе обучения детей четвертого года жизни следит подражание образцу – четкому, ясному произношению воспитателя. Нужный звук выделяется голосом, произносится несколько утрированно, более длительно и напряженно, чем обычно. Внимание детей привлекают не только к звучанию, но и к артикуляции. Наиболее целесообразно такое построение занятий, где подача образца, обеспечивающая полноценное его восприятие (включая артикуляцию), сочетается с последующим упражнениями.
В результате проделанной работы мы изучили актуальные проблемы воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста, и для улучшения работы над данной проблемой могу дать следующие рекомендации:
1. Обучение звуковой стороны речи должно быть целенаправленным.
2. Содержание работы по формированию звуковой стороны речи должно преподносится систематично, последовательно с обязательным повторением.
3. Обучение звуковой культуре речи должно проводиться на занятиях по развитию речи, музыкальных занятиях, вне занятий: на утренней гимнастике, в подвижных и дидактических играх, в индивидуальной работе.
4. Работу по воспитанию звуковой культуры речи необходимо проводить совместно с семьей.
5. Наиболее эффективные методы и приемы работы: вызывание звука на основе подражания, использование элементов подвижной игры, сюрпризные моменты, имитационные движения с элементами звукоподражания, чтение художественных произведений со звукоподражанием, использование наглядного материала.
6. С детьми, отстающими в речевом развитии, рекомендуется проводить ежедневные «фонетические минутки» (упражнения продолжительностью 0,5–1 мин.), упражнения, естественно, строятся на таком языковом материале, которым данный ребенок не овладел в срок.
Таким образом, систематическая работа по обучению произношению на занятиях педагога должна подкрепляться контролем за произносительными навыками детей со стороны воспитателей и других взрослых. Особо важная роль в контроле за произношением детей, автоматизации произносительных навыков на новом речевом материале принадлежит воспитателю.
Логопедия: нарушения звукопроизношения
Для преодоления каждого речевого расстройства применяются свои методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих нарушений. Но вместе с тем все применяемые в логопедии методы построены на основе нескольких основополагающих принципов, соблюдение которых необходимо в процессе преод ...
Принцип природосообразности воспитания
Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка. Следуя установившимся в эпоху ...
Компоненты детской субкультуры
Детская субкультура является миром, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Исследователи выделяют множество компонентов, характерных для детской субкультуры. Рассмотрим наиболее яркие из них. Прежде всего, необходимо выделить детскую игру, которая является ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.