Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Особая роль в обеспечении гуманистического характера аттестации принадлежит работникам органов управления образованием, проводящим аттестацию. Уже на подготовительном этапе начинается целенаправленная работа по созданию положительного психологического климата. Для этого проводятся предварительные консультации с педагогами дошкольных образовательных учреждений, направленные на то, чтобы вселить в практических работников уверенность в своих силах и в доброжелательность членов аттестационной комиссии. Подчеркивается, что задача членов аттестационной комиссии - прежде всего, выявить наиболее сильные стороны работы коллектива дошкольного образовательного учреждения и найти соответствующие этому доказательства, а также оказать методическую помощь. Даются разъяснения, что процедура самоанализа является эффективной формой организации педагогической рефлексии педагогов и заведующих. Она побуждает к конкретным позитивным изменениям в направлении обновления содержания, личностно-ориентированного отношения к ребенку, создания развивающей среды. При этом критерии оценки деятельности ДОУ становятся реальными ориентирами его развития.
Целесообразно использовать специальные процедуры согласования оценок всех участников аттестации: педагогов, заведующих, родителей, экспертов, - способствующие преодолению субъективизма в оценках.
Математическая модель обработки оценок на основе баллов также обеспечивает наибольшую объективность. Поэтому педагогу имеет смысл проводить самоанализ совместно с заведующим или старшим воспитателем, в процессе чего по каждому критерию выставляются согласованные баллы. Смысл этой процедуры состоит в следующем. Любая оценочная деятельность несет в себе элементы субъективности в большей или меньшей степени и, следовательно, зависит от особенностей личности субъекта оценивания. Педагог, обладающий заниженной самооценкой, скорее всего будет в процессе самоанализа проставлять по критериям заниженные баллы, а педагог с завышенной самооценкой - соответственно завышенные. И то, и другое может, отрицательно сказаться на оценке деятельности ДОУ экспертами. Ведь самооценки каждого педагога являются составной частью сводных данных по самоанализу и влияют на них как в сторону завышения, так и в сторону занижения. Члены аттестационной комиссии, анализируя деятельность ДОУ, проводят выборочную проверку деятельности ДОУ по тем же критериям, опираясь на результаты самоанализа, как сводные, так и отдельных педагогов. При этом заниженные оценки в самоанализе могут побуждать членов аттестационной комиссии к более низким оценкам деятельности ДОУ. Вместе с тем завышенные оценки, представленные в самоанализе, могут вызвать недоверие членов аттестационной комиссии, поскольку в результате выборочной проверки деятельности ДОУ обнаружится, что достижений, выраженных в этих высоких оценках, на деле не существует. Таким образом, субъективность оценок может привести к возникновению взаимного недовольства между членами педагогического коллектива, а также между коллективом ДОУ и членами аттестационной комиссии. Поэтому процедура совместного проведения самоанализа педагогами и заведующим (старшим воспитателем) позволяет скорректировать оценки (баллы) в направлении большей объективности.
Такое же важное значение имеет процедура согласования оценок членов аттестационной комиссии. Она направлена на преодоление субъективности оценок отдельных членов аттестационной комиссии и дает возможность равноправного вклада каждого ее члена, независимо от его личностных качеств, в принятии решения и составлении заключения. Благодаря этой процедуре мнения отдельных членов аттестационной комиссии не будут доминировать над мнениями остальных.
Преодолению субъективности в оценках способствует и сама процедура проведения аттестации: оценочной деятельностью занимаются различные участники аттестации - носители разных профессиональных и социальных позиций (педагоги и руководители дошкольных образовательных учреждений, члены аттестационной комиссии, родители). Представители каждой из названных позиций имеют свои слабые и сильные стороны с точки зрения объективности даваемых ими оценок. Так, педагоги и руководители ДОУ лучше других информированы о деятельности ДОУ и могут детально оценить все ее направления по каждому критерию. Вместе с тем уязвимость данной позиции характеризуется личной заинтересованностью. Члены аттестационной комиссии свободны от личной заинтересованности, однако их оценки выборочны и поэтому не могут быть такими детальными и полными. Наконец, родители - главные субъекты, которые заинтересованы и благополучии ребенка, в том, чтобы в ДОУ все было направлено на его интересы и потребности. Но при этом позиция родителей лишена профессионализма, компетентного анализа психолого-педагогических условий воспитания и обучения детей. Иными словами, родители, часто желая добра своему ребенку, иногда неосознанно наносят ему вред (например, известно, что идеалом многих родителей является максимальная нагрузка маленького ребенка многочисленными "предметами", что противоречит интересам его здоровья и развития). Процедура аттестации предполагает опору на оценки всех ее участников, выведение некой "результирующей" оценки, которая, аккумулируя в себе как сильные, так и слабые стороны оценивающих, становится тем самым более объективной.
Продуктивное взаимодействие учителя и учащегося
Под продуктивным взаимодействием мы понимаем такое взаимодействие, которое обеспечивает в процессе обучения координацию действий, взаимопомощь, поддержку друг друга, отношения на основе доверительного сотрудничества. Таким образом, в рамках концепции личностно-ориентированного образования продуктив ...
Формы работы с педагогами по изучению конвенции о
правах ребенка
Организация работы с кадрами по защите прав ребенка Форма организации Содержание деятельности Ответственные Месяц Ознакомление педагогов с нормативно-правовыми материалами по проблеме Анализ сложившейся ситуации. Взаимосвязь нормативно-правовой базы и содержания дошкольного образования. Выбор компл ...
Глагол как часть речи. Его основные признаки
За прошедшие десятилетия глагол как часть речи по-прежнему в центре внимания лингвистической науки. Термин глагол происходит от латин. verbum (греч. rema), что переводится как слово (в древнерусском языке глаголити означало говорить). В лингвистической науке существует множество определений глагола ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.