Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Равноправие - еще один принцип организации деятельности школы. Здесь старшие и младшие, педагоги и учащиеся вместе трудились в саду и мастерских, играли и развлекались. Нередкими были "семейные" вечера, не которые приглашали жителей близлежащих деревень. Такие музыкальные представления, беседы о литературе, поэтические чтения и т.п. сближали и формировали чувство общности не только среди членов данной "семьи", но и всей школы и местного населения. Таким образом школа избежала опасности самоизоляции, быстро превратившись из "одинокого островка" в своеобразный культурный центр местной общины.
Особо следует подчеркнуть самоуправление в Оденвальде. По существу, все члены школьного сообщества участвовали в его организации и развитии. Раз в неделю проводились общие собрания. Их повестка вывешивалась заранее на широкой черной доске в самой большой комнате школы. Во время собраний ребята обычно рассаживались полукругом, вперемежку со взрослыми. Тем самым достигался зрительный контакт, а также большая духовная близость взрослых и детей.
Много внимания уделялось традициям, ибо, по мнению Гехееба, только они способны как воском "склеить" всех членов школьного сообщества, стать невидимой защитой в случае возникновения непредвиденных конфликтов и чрезвычайных происшествий. В большей степени традиции относились к совместному празднованию таких важных для жизни школы дат, как, например, дни рождения тех поэтов и ученых, именами которых названы школьные здания (кстати, государственные и религиозные праздники в Оденвальде попросту игнорировались).
Вот как описывает один из таких праздников очевидец: "В эти дни, определенно фиксированные даты, в школу приезжают родители, многочисленные друзья и бывшие ученики. Вся школа разукрашена. Большую залу, откуда удалены все скамьи и по всему полу разбросаны ковры и подушки, узнать нельзя. Но больше всех домов отличается тот из них, чье имя сегодня празднуется. Это - дом Фихте. Он весь и снаружи, и внутри, покрыт зеленью, а окна густо обрамлены розами и другими цветами. Создается такое впечатление, что дом откуда-то привнесен сюда. Все дети в праздничных одеждах, с венками на голове. Столы торжественно накрыты на большой поляне среди живописно расположенных гор. Праздничная музыка и пение. Кто-то из педагогов читает доклад об "имениннике", рассказывает о его жизни. В большой зале, так изумительно декорированной зеленью, поется "гимн радости" Бетховена. Один из учителей рассказывает о педагогических взглядах Фихте. Окончен доклад, и дети снова бегут на воздух. Там, между яркими клумбами, они выбирают места для танцев: преобладают хороводы, старинные танцы, наивные мотивы…".
Интересно решался вопрос о религии. Как таковых официальных молитв в школе не было, но при этом проводились так называемые "часы благоговения" - своеобразные общие сборы, во время которых читались произведения на религиозные темы, цитировались религиозные тексты, исполнялась обрядовая музыка. Звучала, например, прелюдия Баха, потом отрывок из книги Сельмы Лагерлеф "Легенды о Христе", а затем… глубокая, благоговейная тишина и долгое, никем не нарушаемое молчание.
Стоит еще упомянуть об экскурсиях, игравших важную роль в жизни школы. Особенно запоминались ребятам десятидневные экскурсии в Рейнскую область, где родился Пауль Гехееб. По дороге останавливались в деревенских избах, заходили на постоялые дворы, ближе знакомились с жизнью немецкого крестьянства, узнавали, как провел детство и юность их нынешний наставник.
Здесь мы подходим едва ли не к самому главному моменту в жизни этой школы, к вопросу о месте и роли личности директора в организации Оденвальда. Создается впечатление, что атмосфера школы была пропитана духом Гехееба, его мыслями и чувствами. Несомненная неординарность директора, ореол таинственности, царивший вокруг него, это и многое другое заставляло и малышей, и подростков совершенно особенно относиться к своему "главному воспитателю" - большому педагогу, крупному ученому и мудрому человеку, беззаветно преданному своему делу.
Но есть вопросы, которые, на наш взгляд, П. Гехееб решал в корне неверно. Например, никак нельзя согласиться с его отношением к своему педагогическому коллективу. Впрочем, коллектива-то как раз и не было. Люди менялись довольно часто, причем главным условием приема на работу была молодость учителя, отсутствие педагогического стажа, а значит, способность легче проникнуться мыслями и атмосферой Оденвальда, и, соответственно, величием личности самого директора. Создается впечатление, отчасти, может быть, и ложное, что педагог боялся разделить с кем бы то ни было собственный авторитет, менее всего занимался подготовкой собственной смены. Вот почему с его уходом школа быстро потеряла присущие ей до того уникальные черты.
Интегрированный урок по геометрии
Тема. Площади поверхностей геометрических тел Цели
: 1) закрепить знания теоретического материала на вычисление площади поверхностей многогранников путем проведения практической работы; 2) показать учащимся использование данного материала на уроках черчения и технологии. Оборудование урока
: набор ...
Отличительные особенности ранних форм детского мышления
Наличие у ребенка 3 - 4 лет относительно многообразной мыслительной деятельности не исключает того, что эта мыслительная деятельность не только количественно, но и качественно отличается от зрелой мысли. Между мыслью ребенка и зрелой мыслью взрослого существует и преемственность развития, и разрывы ...
Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Причиной возникновения ОНР могут быть: инфекции или интоксикации (ран ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.