Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Управление учением как самоуправляемой системой

Материалы » Основы управления образовательными системами » Управление учением как самоуправляемой системой

Страница 3

Для однозначного понимания термина «подход» обратимся к работе М.М. Поташника, который проанализировал трактование этого понятия в научной литературе.

Подход рассматривается, во-первых, как с позиций исследуемого объекта (в нашем случае — управление учением), так и с точки зрения принципа, руководящего общей стратегией деятельности; во-вторых, как угол зрения, совокупность принципов, определяющих цель и содержание Работы; в-третьих, как познавательное средство, метод, инструмент познания и способ преобразования действительности.

Такая многогранность характеристики данного понятия позволяет, на наш взгляд, выявить те подходы, которые способствуют оптимальному решению проблем управления учением.

Обратимся к характеристике основных подходов, которые обеспечивают управление учением школьников с ориентацией на гуманистические традиции. В настоящее время в науке все активнее делается акцент на процессный подход, для которого характерна серия непрерывных взаимосвязанных действий, управленческих функций; такой подход соответствующе ориентирует и преподавателя.

Ситуационный подход рассматривает систему как открытую неопределенность, где требуется увязать приемы и теорию с конкретной ситуацией. Данный подход концентрируется на пригодности различных методов управления, которые обусловливаются ситуацией. В педагогической деятельности существует такое обилие различных ситуаций, что эффективность метода управления должна определяться соответствием данной ситуации.

Недостаток системного подхода состоит в том, что такой подход не выделяет основных компонентов, влияющих на качество управления. Он компенсируется ситуационным подходом, который, являясь логическим продолжением системного, позволяет выбрать наиболее эффективные приемы управления в конкретной ситуации. Он может выполнить полезную роль «скорой помощи» в «пожарной ситуации», позволяет быстро использовать благоприятные возможности для решения тех или иных задач, регулировать острые, быстротечные события, когда нет времени для долгих размышлений. Упоминаемый подход имеет и свои ограничения: результаты его находятся в зависимости от случайных внешних обстоятельств; действуя только на основе учета особенности данной ситуации можно уклониться от прогностической деятельности, которая требует знания и воздействия на внутренние характеристики личности учащегося. Названные особенности ситуационного подхода к управлению учением должны быть известны преподавателю для оптимального выбора необходимых средств взаимодействия с учащимися.

Системно-кибернетический подход к управлению рассматривается как целенаправленная информационно-управленческая деятельность с обязательным учетом фактора времени, уровней организации. Системно-кибернетический подход к управлению учением ориентирует преподавателя на создание условий для максимального усвоения учебной информации за минимальное время. Для того чтобы была обеспечена необратимость развития личности каждого учащегося в учебной деятельности, необходимо определение количественного и качественного (смыслового) объема сведений, который может воспринять каждый обучающийся в определенный промежуток времени. Необходимо определение объема учебного материала, который может дать педагог за это же время.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию педагогической технологии при переходе учеников с первой на вторую ступень обучения
Существование столь большого «комплекса» ошибок может быть объяснено несовершенством обратной связи, а иногда и сведением ее функций только к контролю. Поэтому было решено совершенствовать процесс обучения именно на основе этого принципа. В проводимом исследовании диагностические задачи педагогичес ...

Развивающее обучение И.Г. Песталоцци и А. Дистервега
Мировоззрение Песталоцци являлось идеалистическим и имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и диалектические положения. Песталоцци утверждал, что воспитание и образование должны быть достоян ...

Цели и задачи школьного музыкального образования
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка. Основные средства достижени ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru