Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Управление учением как самоуправляемой системой

Материалы » Основы управления образовательными системами » Управление учением как самоуправляемой системой

Страница 6

Обратимся к определению понятия «опыт». «Опыт — основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний, умений и навыков. Выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений». Чтобы усвоить знания, необходимо осуществить определенную деятельность, т.е. присвоить их. Присвоение — процесс активный, избирательный, личностно значимый и в этом плане субъективный. Как и любой процесс, он осуществляется по объективным законам человеческой деятельности, в которой выделяются мотивы, цели, реализующие потребность человека, а также средства деятельности.

Средствами деятельности учения являются приемы учебной работы, которые делятся на три группы: приемы первого типа, непосредственно входящие в содержание усваиваемых знаний, умений, навыков и действующие в виде правил (правила чтения чертежа); приемы второго типа, обеспечивающие не столько усвоение знаний в их предметном содержании, сколько организацию процесса усвоения (приемы целеполагания, планирования, контроля, коррекции, оценки, т.е. приемы самоуправления учением); приемы третьего типа, обеспечивающие восприятие учебного материала, наблюдение, запоминание, решение задач, создание образов, т.е. все то, что составляет содержание умственной (внутренней) активности человека (умственные операции, познавательные операции).

Овладение приемами учебной работы служит основой, на которой школьников формируются учебные умения и навыки. В задаваемом приеме учебной работы раскрывается процесс ее осуществления в виде определенного норматива, т.е. показывается, как эта учебная работа может быть выполнена. Но в реальном процессе усвоения приема про исходит его трансформация (искажение или обогащение новым содержанием), т.е: «субъектное преобразование». Сложный механизм превращения «заданного приема в устойчивое личностное образование фиксируется в способе учебной работы».

Следовательно, способ учебной работы - это результат субъектной трансформации приема, заданного для усвоения. А поэтому один и тот же прием может выполняться разными способами в зависимости от соответствующего личного опыта учащегося. Вот почему, испытывая на себе влияние одних и тех же учебных программ, методов обучения, каждый обучающийся учится по-своему, достигая при единообразных условиях обучения далеко не одинаковые результаты. Другими словами, личный опыт учения у каждого обучающегося индивидуален. Для получения успешных результатов обучения преподаватель должен знать (уметь выявить, оценить), какими способами учебной работы владеет учащийся, и сам учащийся должен уметь отдавать себе отчет о способах своего учения. Вне этого организовать самостоятельную работу учащегося невозможно. Преподаватель должен уметь планировать систему знаний (учебную информацию), подлежащую усвоению учащимся; систему операций, с помощью которых учащийся усвоит эти знания; предусмотреть обучение приемам самоуправления учением и создать условия, в которых учащийся сумеет проявить в усвоении свойственный ему уровень активности и самостоятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новые статьи:

Социализация подростков: норма и отклонение от нормы
В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это - люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социоло ...

Методологические основы социализации младших школьников
социализация воспитание школьник возрастной Мы изучили ряд программ направленных на совершенствование условий социализации младших школьников, что позволило нам обобщить методологические основы программ данного направления. Цель программы: Создать педагогические и социально- психологические условия ...

Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
Цель социально - педагогической деятельности – создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим ко ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru