Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Управление учением как самоуправляемой системой

Материалы » Основы управления образовательными системами » Управление учением как самоуправляемой системой

Страница 10

В такой ситуации преподавателю следует помнить о том, что какую бы он ни поставил перед учащимися познавательную проблему, она должна в итоге стать для него проблемно-конфликтной, т.е. личностно-включенной. Добавление слова «конфликтная» применительно к проблемной ситуации означает, что она отражает творческий кризис, в котором заключены как положительные, так и отрицательные моменты.

Разрешение субъектом проблемно-конфликтной ситуации, характеризующейся неопределенностью, может осуществляться в разных позициях: нерефлексивной (формально-обобщенной); рефлексивной.

В первой (нерефлексивной) позиции субъект воспринимает ситуацию только в качестве результата либо собственных неправильных действий, либо, как описывается им, полностью независимой от него и тех усилий, которые он прикладывает. В плане разрешения ситуации такая позиция непродуктивна. Она служит для обучаемого оправданием себя («трудная задача», «ничего не понятно» и т.п.) или самобичеванием («я ничего не знаю», «у меня не получится» и т.п.).

Рефлексивная позиция учащегося позволяет осуществить эффективное разрешение проблемно-конфликтной ситуации за счет переосмысления своего прежнего учебного опыта. Это положение, на наш взгляд, ориентирует преподавателя на понимание того, что проблемно-конфликтная ситуация должна носить не разрушительный, а созидательный характер.

Второй шаг (преобразующий) ориентирован на развитие способности учащихся к рефлексии. Поскольку важно, чтобы учащийся принял к разрешению проблемно-конфликтную ситуацию в рефлексивной позиции, преподавателю необходимо обратить внимание на развитие у школьников способности к рефлексии. Так, чаще всего, управляемые (и дети, и взрослые) опираются на частные, ситуативные, ориентиры и считают их основаниями своих действий. Иными словами, учащиеся осознают свой прежний опыт, но используют лишь единичные ориентиры. В связи с отмеченным целесообразно «передавать» учащимся для выполнения рефлексивных действий обобщенные ориентиры.

Рефлексивный процесс на учебном занятии преподаватель чаще всего осуществляет, поставив учащихся перед видимым противоречием в учебном материале и предложив обсудить его с различных точек зрения. В ходе обсуждения выявляется ограниченность отдельных позиций учащихся, и это становится предметом анализа. В результате учащиеся выявляют, что их знаний и способов действий недостаточно для решения обсуждаемой проблемы, и тогда возникает необходимость выработки общего способа действия для освоения новой области знания. При этом всю координирующую функцию осуществляет преподаватель, благодаря чему активизируется рефлексия учащегося — его индивидуальная способность осуществлять переходы от незнания к знанию через самостоятельное осмысление различных позиций и взаимопереходов между ними. Обязательное условие взращивания такого уровня рефлексии — организация коммуникативной деятельности учащихся по разрешению учебных ситуаций.

Третий шаг (созидающий) обеспечивает возникновение у обучающихся "Смысла» своей деятельности на конкретном учебном занятии. Другими Словами, преподаватель «вводит» новые ценностные ориентиры, которые и определяют построение учащимся своей учебной деятельности.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Новые статьи:

Из опыта работы педагога дополнительного образования детей
Формирование и совершенствование педагогического мастерства педагога. Творчество может проявляться на различных этапах развития педагогической деятельности. Особый интерес представляет функционально-деятельностный подход к вопросам профессионализма и мастерства, разработанный Н.В.Кузьминой. Исходя ...

Содержание и методика экспериментального обучения
Целью формирующего этапа эксперимента являлась разработка педагогических условий формирования у детей 5 года жизни навыков описательной речи и опыта организации деятельности и общения с учетом их характеристик. На формирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Разработать содер ...

Развитие логического мышления на уроках математики
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учеников. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит до того, что развитие логического мышлен ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru