Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Таким образом, в процессе управленческого взаимодействия роль преподавателя не может быть сведена только к приобщению учащегося к культуре в соответствии с его возрастными особенностями посредством трансляции социально одобряемых норм, моделей поведения Основная функция преподавателя состоит в развитии аналитических прогностических и оценочных способностей обучающегося, которые позволили бы ему, присвоив нормы и модели, выработать свои внутренние механизмы самоуправления.
Необходимо отметить, что на этой стадии происходит усложнение характера взаимодействия управляющего и управляемых (преподавателя и учащихся.). Если на первой стадии ведущая роль принадлежала управляющему, то на конструктивно-ориентационной стадии у партнеров по взаимодействию — практически равные права и обязанности. Это приводит к нарастанию субъектных функций управляемых и обеспечивает действенную интеграцию деятельности управляющего (преподавателя) и управляемых (учащихся).
Стадия стабилизации заключается в обеспечении устойчивости реализации спроектированной деятельности по достижению совместно поставленных задач, а также в дозированной помощи учащимся в обеспечении проекта своей деятельности. Задача преподавателя на этом этапе заключается в подборе и реализации системы педагогических техник, обеспечивающих активную самоуправляемую деятельность учащихся на основе систематической положительной и отрицательной обратной связи.
На данной стадии преподаватель осуществляет регуляцию учебных действий учащегося как бы с его собственных позиций. Весь смысл деятельности состоит в педагогической поддержке учащихся, которая предполагает реализацию преподавателем разнообразных организационных, контрольных и регулирующих действий. Учащиеся участвуют в процессе внесения изменений программы обучения и выступают тем самым активными субъектами совместной деятельности.
В качестве стабилизирующих приемов преподавателя можно назвать: поощрение учащихся к самостоятельному поиску путей решения учебных заданий; создание условий для выбора школьниками учебных заданий и форм работы; оказание дозированной помощи учащимся; побуждение учащихся к самостоятельному оцениванию результатов своей работы.
Стадия системной рефлексии включает в себя: рефлексию учащимися своего учебного опыта (уже «онаученного» на заключительном этапе) своей деятельности, осуществленной в процессе учебного занятия, рефлексию общения и совместной деятельности, своей личности, деятельности преподавателя, рефлексию преподавателем своей деятельности и деятельности учащихся.
Таким образом, можно говорить о полифункциональности системной рефлексии, поскольку она представлена различными направлениями.
Этап системной (заключительной) рефлексии становится неотъемлемым компонентом учебного занятия практически каждого педагога.
Рассмотрим своеобразный алгоритм осуществления системной рефлексии на учебном занятии.
«Я» - как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой;
«Мы» — насколько комфортно мне работалось в малой группе, я помогал товарищам — они помогали мне — чего было больше, какие у меня были затруднения в общении с группой;
Возрастные особенности развития психических процессов детей
В школьном возрасте происходит выраженное формирование основных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения и внимания. Основу умственного развития в детстве младшего школьного возраста составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. В ...
Виды мышления и его сущность
Мышление есть психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мещеряков Б.Г. определяет мышление как творческое преобразование субъективных образов в сознании человека. Мышление - это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможно ...
Педагогика и школа в эпоху Возрождения
XIV—XVI века, вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения, характеризуются появлением внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного тогда класса — буржуазии, которая возродила культуру античного м ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.