Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Управление учением как самоуправляемой системой

Материалы » Основы управления образовательными системами » Управление учением как самоуправляемой системой

Страница 4

Дополняющим и углубляющим системно-кибернетический подход является подход синергетический. Синергетика (от греч. - совместный) как междисциплинарное направление научных исследований возникло в 1970-е годы. Синергетика исследует весь комплекс явлений, специфичных для переходов сложных систем от неупорядоченного состояния к упорядоченному и обратно. Синергетика изучает системы открытого типа — системы самоорганизующиеся, саморазвивающиеся на основе постоянного и активного взаимодействия их с внешней средой. Основу традиционного взгляда на мир составляют представления о мире, жестко связанном причинно-следственными связями. Синергетика же учит видеть мир нетрадиционно, нелинейно.

Последователи синергетического подхода считают очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Скорее, надо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути. Проблема управляемого развития принимает, таким образом, форму проблемы самоуправляемого развития. Синергетика, по мнению ее исследователей, демонстрирует нам, каким образом и почему хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, как из хаоса собственными силами может развиться новая организация.

Управляемая система выдает обратную информацию (обратную связь). Эта связь может быть отрицательной и положительной. Отрицательная обратная связь дает стабилизирующий эффект, так как заставляет систему вернуться к состоянию равновесия. Положительная обратная связь приводит к раскачке, к уходу системы из равновесия к неустойчивости. Системы в состоянии неустойчивости способны спонтанно организовать себя и развиваться. Авторы делают вывод, что управление должно основываться на соединении вмешательства человека с сутью внутренних тенденций развивающихся систем. Практически это означает принятие во внимание всех компонентов человеческого «само» в деятельности любой образовательной системы.

Данные характеристики убеждают нас в том, что использование синергетического подхода к управлению учением не только возможно, но и необходимо. Управление должно ориентироваться на те внутренние тенденции самоизменения, которые присущи учению. Разного рода помехи, случайности не должны обескураживать преподавателя, управляющего учением школьника. Более того, следует вводить в процесс «катастрофы», чтобы вывести систему из равновесия и придать ей импульс к саморазвитию. Задачей преподавателя на первом этапе является обучение школьника самоуправлению учением до тех пор, пока ему не будет присуща саморегуляция. В дальнейшем управление учением должно состоять в подталкивании, помощи, стимулировании самоуправления учением самим учащимся. Таким образом, синергетический подход позволяет учесть многие характеристики компонентов системы «учение» и строить управление на основе имеющихся и спрогнозированных уровней мотивации, обученности и обучаемости учащегося.

Коммуникационно-диалогический подход состоит в установлении взаимодействия всех субъектов, находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях по достижению прогнозируемых конечных результатов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Анализ литературы по исследовательской работе
Проблема здоровья интересовала многих педагогов. В.А.Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил . не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, ...

Возрастные особенности речевой деятельности младших школьников
глагол речь школьник словарь Учение Гумбольдта о системности языка было разработано К. Беккером и особенно глубоко Ф. Соссюром, а затем А.А. Потебней, Л.В. Щербой и др. При этом стали разграничиваться понятия «язык» и «речь». В Лингвистическом энциклопедическом словаре противопоставление языка и ре ...

Возрастные и индивидуальные особенности школьников юношеского возраста
Воспитание и обучение в семье и школе направлено на то, чтобы новые поколения, усваивая общественно-исторический опыт, вместе с тем были подготовлены к объективно сложившимся требованиям, которые общество на его современном этапе и с учетом перспективы предъявляет к своим членам. Эти требования охв ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru