Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Начальный период обучения грамоте младших школьников с задержкой психического развития представляет собой сложное единство, включающее представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова.
Исследование И.Н. Садовниковой [39], Р.И. Лалаевой [21], Р.Е. Левиной [25], Е.Ф. Соботович [42], Н.М. Назаровой [30], О.А. Токаревой [45], и других специалистов показали, что недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития у младших школьников с задержкой психического развития находят более или менее отчетливое выражение в специфических ошибках письма, в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании и управлении, бедности синтаксических построений в основе которых лежит избирательное нарушение или недоразвитие психических функций, участвующих в процессе письма.
Исследования Л.Н. Ефименковой показали, что наиболее многочисленная группа ошибок обусловлена недостаточным уровнем овладения фонетической стороной речи. Младшими школьниками с задержкой психического развития сюда относится пропуск гласных и согласных в середине и в конце слова, пропуск слога, звуковые замены, перестановки и добавления, обозначение мягкости согласных с помощью гласных и мягкого знака. [17].
А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, П.Я. Бессонова считают, что характер неправильных написаний находится прямой зависимости от состояния звукового анализа. Особые трудности возникают при последовательном выделении звуков. Уровень этого умения у поступающих в школу детей с задержкой психического развития резко отличается оттого, что наблюдается у их нормально развивающихся сверстников. Более половины нормально развивающихся детей самостоятельно справляются с последовательным выделением звуков из слова. Дети с задержкой психического развития, как правило, допускают при этом ошибки.
В случае возникающих при звуковом анализе затруднений нормально развивающиеся ученики семилетнего возраста прибегают к проговариванию слова. Некоторые делают это громким шепотом, другие энергично шевелят губами. Почти все дети с задержкой психического развития, столкнувшись с трудностями, совершенно беспомощны. Они замолкают или повторяют названный ими звук, иначе говоря, эти дети не владеют способами звукового анализа.
Таким образом, большинству детей с задержкой психического развития доступны лишь элементарные формы звукового анализа. Многие из них свободно выделяют в словах только первый звук. Большинство определяет последовательность звуков, в односложных словах без стечения согласных. У детей рассматриваемой группы возникают значительные трудности при необходимости выделить безударный гласный в конце слова и осуществить последовательное вычленение звуков из слов с согласных при их стечении в одном слоге и разных слогах. Все это свидетельствует о том, в следствии нейропсихологических особенностей у детей с задержкой психического развития в дошкольный период не накопился достаточный речевой опыт, необходимый для овладения грамотой. Они оказались недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщением, необходимым для письма. [43].
Р.Д. Тригер считает, что младшие школьники с задержкой психического развития, как правило, не воспринимают на слух твердого или мягкого звучания звука в слове [47].
По мнению Р.И. Лалаевой специфичность ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития заключается в том, что замены по звуковому или артикуляционному сходству занимают относительно незначительное место среди ошибок, допускаемых учащимися с задержкой психического развития. Чаще всего дети смешивают шипящие и свистящие, и также некоторые звонкие и глухие согласные. [22].
Е.Ф. Соботович в своих работах отмечает, что добавления букв и их перестановки редко встречаются в письменных работах этих учащихся занимают ошибки, связанные с заменой букв на основе графического сходства.[42].
Как подчеркивает Б.Г. Ананьев, по своим начертаниям многие буквы русского алфавита сходны между собой. По начертанию букв алфавит может быть разделен на несколько групп. Одна из них объединяет буквы, состоящие из прямых линий и линий с закруглениями; другая – буквы, состоящие из овалов (полных и неполных); третья – буквы, которые состоят из овалов, соединенных с прямыми и закругленными линиями и т.д. Одни буквы (например: л, м, п, т) состоят из различного количества однородных элементов, другие (например: п и р, и и ц) отличаются друг от друга величиной или направлением одного из элементов, третьи (например: а, о, ш, щ) – наличием или отсутствием одного из элементов. Сходство графических изображений букв создает объективные условия для неправильного воспроизведения их образов. [2].
Диагностика уровней сформированности
графических умений младших школьников
На первом этапе ученикам, в составе 22 человек были выданы анкеты, где им предлагалось ответить на три вопроса: 1. Умеешь ли ты пользоваться компьютером? 2. Есть ли у тебя компьютер дома? 3. Для чего ты его обычно используешь? Результаты анкетирования показали, что домашний компьютер имеется у 18 ч ...
Песня. Её роль в формировании иноязычных речевых навыков
Начнём с того, что комплексное развитие практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на сферу их личных интересов, склонностей и мотивов. Музыка является одним из самых эффективных способов возд ...
Современные методики обучения азбуке
На сегодняшний день выделяют несколько новаторских авторских методик: методика Монтессори, Домана, Зайцева, Тюленева, Воскобовича, Кушнира. Методика Монтессори. Монтессори-метод универсален. С его помощью можно научить ребенка писать, считать, развить общую эрудицию, логику, способность к аналитиче ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.