Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Проведя констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, мы поняли, что даже после коррекционного обучения сохраняется процент детей со стойкими, частотными специфическими ошибками, которым не достаточно обучаться по предложенной нами программе в ограниченный экспериментальный период. Им необходимо больше времени для коррекции. Поэтому нами были разработаны методические рекомендации по дальнейшей работе с детьми. На наш взгляд, эти методические рекомендации окажут существенную помощь в работе учителям, логопедам, родителям, которым не безразлична дальнейшая судьба детей с задержкой психического развития.
Основные направления коррекционной работы над специфическими ошибками письма.
1-й блок: Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
развитие мелкой моторики кистей рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
2-й блок: Коррекция психической деятельности.
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонематических представлений.
3-й блок: Развитие мыслительной деятельности.
умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
умение планировать свою деятельность.
4-й блок: Развитие мышления.
Наглядно-образного;
Словесно-логического (умение видеть и устанавливать логические связи).
5-й блок: Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
драматизация;
чтение по ролям;
упражнения для мимики лица;
психогимнастика.
6-й блок: Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7-й блок: Коррекция специфических ошибок письма через специальные упражнения и задания.
Известно, что одна из основных задач начальной школы – научить ребенка читать и писать, т.е. обучение грамоте. Общепризнанно также, что обучение письму – один из самых трудных для ребенка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается и сама возможность дальнейшего обучения. И если в целом большинство детей выполняют требования, предъявляемые программой по навыкам письма, то к сожалению в последние годы неуклонно растет количество детей, чьи затруднения не дают возможности утверждать, что они овладели грамотой в должном объеме. Иногда у таких младших школьников с задержкой психического развития наблюдается стойкое нарушение письма (дисграфия), но чаще всего выявляются многочисленные, и на первый взгляд нелепые ошибки запятая, которые угнетают ребенка, беспокоят учителя и ребенка.
Независимо от того, проявляются ли единичные ошибки на письме, или они носят стойкий характер, и затрагивают все стороны речевого развития, эта проблема требует скорейшей коррекции. Что же могут и должны сделать педагоги, работающие с младшими школьниками с задержкой психического развития?
Во-первых, суметь отличить объективные трудности младших школьников с задержкой психического развития в овладении письмом.
Во-вторых, коррекционные педагоги должны понимать, что обычные способы и методы обучения, пусть и повторенные многократно не приносят заметных результатов у детей с задержкой психического развития. Многоразовые переписывания плохо выполненных заданий, ежедневные тренировочные диктанты на дополнительных заданиях лишь умножают неудачи ребенка, вызывая в нем неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом. Ребенок с задержкой психического развития нуждается в квалифицированной помощи, в специальных коррекционных программах, составленных с учетом конкретных нарушений каждого ребенка. Возможность положительных результатов в работе по коррекции специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития, доказывает правильный выбор и актуальность темы нашего дипломного исследования.
На наш взгляд, главным критерием при определении стратегии и технологии коррекции специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития является их выявление на ранних этапах обучения. Для этого необходимо учитывать, что появление специфических ошибок письма, прежде всего связано с психофизическим развитием, несформированностью познавательной, эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы у данной категории детей.
Поэтому обеспечить правильное построение коррекции возможно только в том случае, если любой педагог, работающий с младшими школьниками с задержкой психического развития, знает особенности специфических ошибок письма и владеет приемами коррекции.
Эти положения нашли подтверждение в нашем экспериментально- практическом исследовании.
Исследование проходило в первом классе КРО школы №70 г. Хабаровска. Для изучения нами был выбран 1-й класс КРО, состоящий из 15 учеников. У всех детей задержка психического развития различного генеза (задержка психического развития соматогенного генеза – 5 человек, задержка психического развития церебрально-органического происхождения – 7 человек, задержка психического развития психогенного генеза – 1 человек, задержка психического развития конституционального генеза – 2 человека).
Методы и приемы использования краеведческого материала на уроках истории в
начальной школе
Методы - это то средство, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся. Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми резу ...
Виды химического эксперимента
Выделяют следующие типы школьного химического эксперимента: демонстрационный опыт, лабораторный опыт, лабораторная работа, практическая работа, лабораторный практикум и домашний эксперимент. По характеру воздействия на мышление учащихся, методики организации школьный химический эксперимент может ос ...
Мастерство В. А. Сухомлинского в решении педагогических задач «Сто советов
учителю»
В.А. Сухомлинский - (1918 - 1970) – известный педагог – новатор всю свою научную и практическую деятельность посвятивший созданию «очеловеченной» школы. В.А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему. Одним из стержневых вопросов ее был вопрос воспитания всесторонне развитой личности, ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.