Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Сопереживание формируется у ребёнка на способности подражания взрослому. Подражание обеспечивает социальное развитие личности и представляет собой по своей сущности и природе социально обусловленную деятельность индивида, состоящую в отражении действительности. Причём подражание имеет и более ранние, простые формы - инстинктивные. В.В. Зеньковский, анализируя работы 3. Фрейда, С. Бека, В. Штерна и других авторов, пишет о проявлениях сострадания у детей в очень раннем возрасте[42, C.146-148]. Автор указывает на то, что учёные выявили случаи проявления сострадания не только к людям, но к животным, куклам, растениям, образцам людей или животных в картинках или рассказах.
Такого рода проявления на ранних этапах жизни ребёнка могут быть только следствием самых простых форм подражания, имеющих, безусловно, рефлекторную природу. Подражание как отражение примера детерминировано социальными воздействиями и особенностями самого примера. В этом плане нам представляется весьма убедительным выделение сопереживания, сострадания у младших дошкольников как более импульсивной, неосознаваемой и центрированной на "себе" форме эмпатии, при которой другой человек выступает лишь как источник для собственных переживаний личности.
Выделяют два вида эмпатии – гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого (сорадование, сострадание, сочувствие, жалость). Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя. Страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя. Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ на радость (последние являются переживаниями зависти).
В младшем школьном возрасте, особенно во второй его половине, проявляются оба вида эмпатии, причем дети способны к достаточно острым переживаниям сочувствия и к ярким проявлениям зависти. Как зависть, так и сострадание воплощаются в поступках: если ребенок завидует, он может нажаловаться; если сострадает, может поделиться самым дорогим для себя.
Девятилетний ребенок уже способен воспроизвести переживания других людей, связать их с определенными действиями.
Некоторые дети младшего школьного возраста в ситуации морального выбора показывают очень высокую степень нравственной зрелости и эмоциональной отзывчивости. В то же время будет справедливо отметить, что наличие способности сопереживать другому или ее отсутствие являются устойчивыми примерно у половины детей младшего школьного возраста. Остальные дети составляют очень сложную подгруппу с нестабильными проявлениями эмоциональной отзывчивости.
Первые десять лет жизни ребенка особенно благоприятны для развития его эмоциональной сферы и образного мышления. Из-за сложности самой природы эмоций направленное воздействие на эмоциональную сферу сопряжено с большими трудностями, причем эффект эмоционального научения оказывается значительно менее стойким, чем приобретенные моторные и сенсорные навыки.
При воспитании нравственных чувств средствами искусства особое внимание обращается на идентификацию, с помощью которой может осуществляться погружение ребенка в художественный мир произведения искусства. Объектом идентификации в этом случае являются герои, как правило, занимающие доминирующее положение в произведении и вызывающие у детей симпатию. Отождествление себя с такими персонажами является одним из социально-психологических механизмов воздействия искусства на личность. Его следствием является рождение новых чувств у учащихся, подобных чувствам любимых героев, и воспитание соответствующих ценностных ориентиров.
Таким образом, сострадание, эмпатия - важнейший компонент в структуре положительного эмоционального отношения ребёнка к другим людям, помогающий не только понимать и эмоционально отзываться на переживания другого, но и на этом основании оказывать ему реальное содействие; на эмпатии строится привязанность ребёнка к другому лицу. Однако в младшем школьном возрасте сострадание по форме смещается в сторону сопереживания, причём ярко проявляются сострадательные эмоции к животным и меньше - к сверстникам и другим людям.
Задачи, методы и организация исследования
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах: 1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме интеллектуальной готовности к школьному обучению. 2. Экспериментально определить уровень интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. 3. Разработать и провести систему м ...
Классификация математических моделей
Взяв за основу классификации, используемые экономикой и психологией, получаем следующие классификации моделей, применяемых в педагогических исследованиях: 1. В соответствии с общей классификацией математических моделей: 1) структурные (неметрические); 2) функциональные (метрические); 3) структурно- ...
Связь математики с черчением
Эти два предмета в школьном курсе занимаются изучением пространственных форм и пространственных отношений материального мира. В объяснительной записке к программе по математике говорится, что целью изучения геометрии является ознакомление со свойствами фигур на плоскости, развитие пространственных ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.