Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией и косоглазием

Страница 2

В психологическом развитии в дошкольный период главенствующее положение занимает речь, развивающаяся у ребенка с нарушением зрения теми же темпами, как и у зрячих, хотя по своему содержанию она более формальна и бедна конкретными связями с предметным окружающим миром.

Процесс речевого общения позволяет ускорить формирование предметных действий, дает возможность их совершенствования. Развитие же предметных действий в свою очередь ведет к усовершенствованию сенсорной организации ребенка с нарушением зрения, формированию его осязания и восприятии других модальностей.

Развитие моторного компонента предметной деятельности ребенка в этот период осуществляется на основе закладывающихся связей речи и движения, на основе упражнения двигательной сферы в процессе обучения за счет пассивных движений и превращения их в активные в совместных действиях ребенка со взрослым. Процесс овладения движениями в совместных действиях опирается на подражание своим же движениям, ранее выполненным вместе со взрослым.

Сопровождение всех действий речью, т.е. создание и укрепление связи между словом, предметом и действием, позволяет впоследствии использовать речь в качестве коррекционного средства развития моторики, нарушенного проблемой зрения.

У детей потеря зрения приводит к сдерживанию в формировании активных позиций снижению уровня самостоятельности, появлению замкнутости, необщительности. При сверхопеке со стороны взрослых наблюдается снижение устремлений ребенка к самопроявлению в элементарных формах самообслуживания, в дальнейшем осложнений в формировании личности.

Недостаточность информации об окружающем мире снижает познавательный интерес, из-за чего происходит нарушение и в эмоционально-поведенческом отношении детей к различным сферам деятельности. Недостаток социального опыта, искаженные отношения со стороны окружающих людей способствуют появлению у детей с нарушением зрения отрицательных черт характера: эгоизма, снижению внимания к окружающим, нерешительности, упрямства, снижению любознательности.

В формировании основных свойств личности играют важную роль социальные факторы, эффективность которых зависит от их адекватности степени и времени возникновения дефекта. Создание соответствующих условий и содержания воспитания и обучения, вовлечение ребенка в жизненные ситуации на основе формирования у него социально-адаптивных коррекционно-компенсаторных способов ориентации приводит к стабилизации формирования различных видов деятельности. В этом случае уровень сформированности личности определяется характером социальных воздействий, в первую очередь, всего воспитания и обучения, а не наличием или отсутствием зрительной патологии. Другими словами - нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием для формирования всесторонне развитой личности. И все же необходимо помнить, что нарушение зрения существенно изменяют жизнь детей, затрудняют их взаимодействие с окружающей действительностью, снижают его жизненную позицию и активность.

Снижение познавательной активности особенно ярко проявляется в предшкольном и дошкольном возрасте, главным образом в снижении ориентировочно-поисковой деятельности. Это снижение познавательной потенции вызвано недостаточной стимуляцией извне. Одним из факторов снижения активности детей с нарушениями зрения являются отрицательные эмоциональные состояния из-за фрустраций (выпадения из действительности, отрыв от нее), которые обусловлены неадекватной самооценкой и трудностями выполнения различных социальных функций.

Не менее серьезным препятствием для самопроявления наблюдаются у детей данной категории в общении с окружающими людьми.

Зрительные дефекты в зависимости от глубины и времени их появления могут препятствовать формированию и развитию активной жизненной позиции, стремлению к достижению результатов в деятельности.

Болезненность реакций личности при возникновении трудностей контакта, практического выполнения действий, ведет к повышенной раздражительности, неадекватности реакций, некоторому безразличию к окружению, инертности и пассивности.

Все эти негативные проявления могут быть сняты в условиях своевременной и соответствующей коррекционно-компенсаторной помощи детям с патологией зрения.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Использование проблемных заданий, направленных на формирование вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики
Формирующий эксперимент проводился в течение 2008 - 2009 учебного года во 2 классе МОУ СОШ № 9 города Алексина. Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась разработка и использование на уроках математики проблемных заданий, направленных на формирование вычислительных навыков у ...

Дидактическая игра
Понимание того, что творческое мышление формируется в учебном процессе, как результат активного участия в коллективной познавательной деятельности, заставляет педагогов постоянно искать новые пути дальнейшей активации этой деятельности. Такой поиск привел к появлению некоторых специфических способо ...

Формирование экспериментальных умений у учащихся 8 класса
Наиболее важным для формирования экспериментальных умений у учащихся является курс 8 класса. Содержание этого курса насыщено заданиями, которые требуют проведения химического эксперимента. Основная задача курса — ознакомление учащихся с понятиями вещество, химическая реакция, химическое оборудовани ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru