Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Объект и предмет исследования

Страница 2

В выборке, подвергнутой анализу, представлены статьи и материалы газет и журналов, в которых содержится слово патриотизм за 2010-2011 гг. Статьи были представлены как в традиционных СМИ, так и в электронных.

Для анализа использовалась компьютерная программа "WordStat".

При анализе рассматривалась частота использования тех или иных слов, а также проводилась оценка контекста их использования, т.е. дополнительного исследования в позитивном или негативном значении используются те или иные слова.

Частотность употребления отдельных слов приведена в таблице.

Методы сбора информации, характеристика инструментария

Методы сбора информации:

o контент-анализ

Характеристика инструментария:

o печатные и электронные изданий российской прессы;

o программа обработки данных.

В ходе проведённого контент-анализа было изучено около 20 статей, взятых из печатных (реже электронных) средств массовой информации, а именно: газет и молодёжных журналов за 2010-2011 год. Среди массива просмотренных изданий выбирались статьи, посвящённые патриотическому воспитанию молодого поколения, т.е. те, в которых в совокупности упоминались такие слова, как "патриотизм", "патриотический", "чувство патриотизма", "героико-патриотическое воспитание", "нравственность", "любовь к Родине", "молодёжь", "молодое поколение", "современное поколение" и подобные им в том или ином сочетании друг с другом.

Слово "патриотизм" в данных статься употребляется 167 раз, т.е. в среднем около 8 раз в каждой статье. При этом словосочетание "патриотическое воспитание" употребляется несколько чаще – 218 раз, т.е. примерно 10 раз за статью (Диаграмма 1).

Можно сравнить употребление данных слов в позитивном и негативном значении. Так, в положительном значении слово "патриотизм" употребляется в 33% случаев употребления, а словосочетание "патриотическое воспитание" – в 67% (Диаграмма 2). В отрицательном же значении слово "патриотизм" употребляется гораздо чаще – в 59% случаев употребления, а "патриотическое воспитание" – напротив, реже, в 41% случаев употребления (Диаграмма 3). Это говорит о том, что материалы прессы направлены на критику проявляющихся в действии патриотизма и патриотических чувств молодёжи, на негодование по поводу его нехватки. И вместе с тем можно наблюдать достаточно много призывов к патриотическому воспитанию, а в случае его проявления – на одобрение и анализ.

В статьях присутствует немало прилагательных, характеризующих проявление патриотических чувств, любовь к Родине (Диаграмма 4), само слово "Родина" и близкие к нему по значение также встречаются довольно часто (Диаграмма 5). Однако почти в половине случаев эти слова также употребляются в негативном значении, т.е. характеризуют не наличие выражаемых смыслов и значений, а их отсутствие.

Контент-анализ также позволил выявить следующие тенденции.

Во-первых, частота употребления слов и словосочетаний, связанных с понятием "военная служба", "вооружённые силы", "призыв на военную службу", "воинская обязанность", позволяют сделать вывод о том, что во многих статьях понятие "патриотизма" прочно ассоциируют с понятием "защита Отечества" (Диаграмма 6). Это говорит о том, что значительная доля СМИ считает главным критерием патриотических чувств готовность служить Родине, что не является абсолютно верным.

Во-вторых, большая часть представителей средств массовой информации уверена, что воспитание и формирование патриотизма у молодого поколения – это, прежде всего, государственная задача и важное направление государственной политики. Об этом свидетельствуют достаточно часто употребляемые в статьях слова "государство", "политика", "правительство" и т.д. (Диаграмма 7).

При этом стоит отметить, что государственная политика в отношении патриотического воспитания молодёжи пока не признаётся СМИ достаточно эффективной, но все шаги, сделанные в этой области, отмечаются и одобряются. Средствами массовой информации выявлено, что формирование патриотических чувств и патриотического долга у молодых людей является приоритетным и динамично развивающимся направлением государственной политики, которое вскоре должно дать положительные результаты. Негативных оценок роли государства в этом вопросе обнаружено не было, что подтверждает первую гипотезу.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что пресса уделяет недостаточно много внимания воспитанию патриотических чувств у молодого поколения и влиянию на формирование этих чувств. 20 статей за год – это слишком мало, чтобы привить молодому поколению любовь к Родине или высказать критику по поводу её отсутствия. Конечно, заметок и материалов, посвящённых непосредственно патриотизму и патриотическому долгу, было чуть больше, но внимание было сосредоточено именно на тех, которые затрагивали проблему воспитания патриотических чувств у современной молодёжи. Вторая гипотеза исследования подтвердилась – современные СМИ проявляют тенденцию к такому воспитанию лишь в очень незначительной степени. Те проявления патриотических чувств, которые всё-таки имеют место быть в среде молодого поколения, в большинстве случаев остаются за пределами материалов прессы либо же присутствует только их краткий обзор или констатация факта. Эти проявления редко рассматриваются как пример для других. Чаще же сообщения средств массовой информации просто указывают на отсутствие патриотизма среди молодёжи, лишь в очень редких случаях предлагая варианты по решению данной проблемы.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
В подростковом возрасте каждый стоит перед выбором профессии. Каждый пятый подросток расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Подростка манят десятки профессий, разобраться в таком разнообразии нелегко. Поэтому перед тем как разрабатывается программа, курс проф ...

Определение понятия «занимательность», его роль в учебном процессе младшей школы
Занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубит ...

Понятие внеурочной деятельности. Значение внеурочной деятельности в повышении успешности старшеклассников
Большинство педагогов связывают старшеклассников с подростковым периодом возрастной периодизации. Подростковый возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет (А.А. Бодалев, А.Б. Боссарт, Б.З. Вульфов, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, Н.С. Лукин, Л.Ф. Обухова, Н.А. Рождественская, Д.И. Фель ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru