Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Каждая стопка фотографий помешается в соответствующем игрушечном домике. После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все фотографии снова раскладываются на столе.
Обработка данных. Результаты оценки каждым ребенком всех детей группы и самого себя по выделенным качествам заносят в таблицу (образец в таблице 1). Детям, имеющим, по мнению испытуемого, ярко выраженные те или иные положительные качества, ставится оценка +1, а детям, которых он наделял отрицательными качествами, — -1.
Таблица 1 – Образец сравнительной оценки нравственных качеств у себя и сверстников
Фамилия, имя ребенка |
Оценка сверстников |
Самооценка |
Сумма положительных и отрицательных оценок, которые дает ребенок остальным членам группы, является личностной характеристикой его самого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к сверстникам. Вычисляют коэффициент доброжелательности по сумме положительных баллов, приходящихся на одного ребенка.
Поскольку количество детей, участвующих в эксперименте – 27, то уровень доброжелательности вычисляется, исходя из следующих значений коэффициента:
- 18 и более положительных баллов – В (высокий уровень доброжелательности);
- 10 и более положительных баллов – С (средний уровень доброжелательности);
- менее 10 – Н (низкий уровень доброжелательности).
В процессе выявления уровня сформированности нравственных навыков в поведении дети показали следующие результаты:
- количество учащихся с высоким уровнем сформированности нравственных навыков увеличилось на 8 человека и составляет 48%
- количество учащихся со средним уровнем сформированности нравственных навыков уменьшилось на 5 человек и составляет 44,5%
- количество учащихся с низким уровнем сформированности нравственных навыков уменьшилось на 3 человека и составляет 7,5%.
В процессе выявления уровня доброжелательности дети показали следующий результат (таблица 2).
Таблица 2 – Результаты проведения эксперимента по формированию нравственных качеств
№ уровня |
Было: (1 срез) |
Стало: (2 срез) | ||
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
В С Н |
11 13 3 |
40,7 48,2 11,1 |
16 11 0 |
59,3 40,7 0 |
- количество учащихся с высоким уровнем доброжелательности увеличилось на 5 человек и составляет 59,3%
- количество учащихся со средним уровнем доброжелательности уменьшилось на 2 человека и составляет 40,7%
В результате проведения работы по формированию нравственных качеств в процессе коллективной деятельности у детей подготовительной группы повысился уровень нравственной воспитанности. Проведенная работа оказалась эффективной, т.к. воспитание нравственных качеств активизирует процесс становления детского коллектива, формирует доброжелательные и дружные отношения в нем, что благотворно отражается на воспитательном процессе в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогом были выбраны оптимальные формы и методы работы, направленные на формирование нравственных качеств детей в процессе становления детского коллектива. При планировании и проведении эксперимента были учтены возрастные особенности младших школьников.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности, но также имеют большое значение и другие виды деятельности младшего школьника. Каждая из форм организации воспитательного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности детей.
Учебная деятельность ребенка является совсем иной деятельностью, чем игра, она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования. Ребенок учится реально изменять самого себя, а не символически. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития школьника.
В отличии от учебной деятельности игра является средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
Развитие логического мышления на уроках математики
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учеников. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит до того, что развитие логического мышлен ...
Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике
Педагогическая теория — своеобразная стратегия педагогической деятельности: она "отслеживает" изменения в культуре, социальных потребностях общества и предлагает новые решения вечных воспитательных проблем, новые подходы к организации жизни и деятельности воспитанников, их отношений к мир ...
Инновации
в воспитании
В учебных заведениях проверяются нетрадиционные модели воспитания. Так, в США на рубеже 1960-1970-x гг. осуществлялась федеральная программа "Школа будущего". Авторы ориентировались на принципы возвращения к Богу, индивиду, акцентировалось внимание на библейские ценности при нравственном ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.