Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Обучение младших школьников решению проблемных заданий включает пооперационное овладение ими необходимыми мыслительными действиями посредством выполнения логических упражнений на сравнение, группировку и классификацию явлений, на умение выделять главное, определять существенные и несущественные признаки понятий, делать самостоятельные выводы, аргументировать их.
Таким образом, проблемное задание – необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащихся [51, c.52].
Не случайно, в учебниках «математика» (автор проф. Н.Б. Истомина) каждая новая тема начинается с задания, которое включает ученика в познавательную деятельность, в процессе которой у него возникает потребность в усвоении нового знания.
Необходимым условием выполнения этих заданий является активное использование учащимися приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Выполняя мотивационную функцию, проблемные задания на этом этапе позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовив учеников к усвоению нового материала, и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания.
Например, при изучение темы «Деление суммы на число» можно предложить учащимся такие задания:
- Догадайся, по какому правилу записаны выражения в каждом столбике. Вычисли их значения.
54:6 56:772:8
(36+18):6(42+14):7 (24+48):8
36:6+18:642:7+14:724:8+48:8
С одной стороны, задание понятно учащимся и они могут приступать к его выполнению. С другой стороны, ученикам предложено «открыть» правило, по которому составлены столбики выражений, что возможно только в результате анализа через синтез, сравнение и обобщение. Это правило связано с изучением нового, которое пока неизвестно учащимся. Задание только подготавливает их к «открытию» этого нового.
Как отмечает А.М. Матюшкин, для разработки проблемных ситуаций существенным является тот факт, что понятие «возможностей познавательной деятельности» противоречиво. Так как, с одной стороны, процесс мышления возникает в результате отсутствия выполнения действий в некоторых новых условиях известными способами, с другой стороны, процесс мышления осуществляется только при наличии таких возможностей, которые обеспечивают выполнение действий, позволяющих проанализировать предъявляемые новые требования или новые условия действий [35, c. 49].
Интересен и тот факт, что в контексте нового знания возникает возможность повторить ранее изученный материал (таблицу умножения, правила порядка выполнения действий, представление числа в виде суммы двух слагаемых). Конечно, не все ученики могут после выполнения этого задания сформулировать самостоятельно свойство деления суммы на число.
Поэтому учащимся предлагается записать столбики выражений по тому же правилу для случаев 36:4, 48:6 и т.д.
Выполняя это задание, учащиеся осознают способ действия (надо делимое представить в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на данное число).
Осознание способа действия позволяет учащимся самостоятельно представить числа 48, 36 в виде суммы двух слагаемых, каждое их которых делится на 6.
Казалось бы способ действия ясен. Но автор предлагает учащимся задание, которое сталкивает их с новой проблемой, а именно:
- Чем похожи выражения в каждой паре? Чем отличаются?
(42+14):7(24+48):8
(40+16):7(22+50):8-
Анализируя пары выражений, учащиеся обнаруживают, что в первом выражении каждой пары можно воспользоваться открытым способом действия, а во втором выражении нельзя.
На этом проблемы не заканчиваются, и учащимся предлагается следующее задание:
- Какие из данных чисел можно записать в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 6, а какие нельзя:
36, 48, 52, 28, 24, 38, 56, 54, 6.
Задание опять создаёт проблемную ситуацию, в которой присутствуют все необходимые компоненты.
Сущность управления образованием
Вопросам управления образовательными учреждениями педагогическая наука всегда уделяла большое внимание. Усложнение функций современных профессиональных образовательных учреждений повлекло за собой значительные перемены организационного характера. В жизни их коллективов и руководителей определилась ...
Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения. Содержание учебного материала настраивает учащихся ...
Теоретико-множественный подход к содержанию математического образования дошкольников и его приложение к формированию и развитию навыков чтения
Реформа школьного математического образования, проводившаяся в середине прошлого века, потерпела сокрушительное поражение. Авторы реформы (А.Колмогоров, А. Маркушевич) незнакомые с познавательной психологией совершили 3 стратегические ошибки: 1. Они не поняли, что осуществляется переход на сложный ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.