Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Выполняется счет, а затем записывается решение.
Совокупность 2.
Проблемные задания, вызывающие затруднение.
Невыполнимое практическое задание.
Урокво 2 классе по теме «Конкретный смысл действия умножения».
Учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых. Например:
2+2+2+2=
5+5+5+5+5=
7+7+7+7=
Затем даётся задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?» (практическое задание в рамках урока невыполнимое вообще).
Составляя выражение 9+9+9+…, ученики начинают испытывать затруднение. Возникает проблемная ситуация. Далее учитель побуждающим диалогом выводит учеников из проблемной ситуации.
Таблица 16
Шаги диалога |
Учитель |
Ученики |
1. |
- Вы можете записать выражение к этой задаче? |
- Нет. |
2. |
- Почему? В чём затруднение? (побуждение к осознанию противоречия) |
- Получается слишком длинная запись. (осознание затруднения) |
3. |
- Значит, что будем делать, какой вопрос исследовать? (побуждение к формулированию проблемы) |
- Будем придумывать короткий способ записи. |
2. Практическое задание, не сходное с предыдущим.
Урок во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».
На доске дан ряд однозначных и двузначных чисел. Ученикам предлагается выписать в столбикоднозначные числа и умножить их на 7. Дети легко справляются с заданием. Далее учитель просит выписать в другой столбик двузначные числа и тоже умножить их на 7 (практическое задание не сходное с предыдущим). Пытаясь выполнить задание, ученики испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации). Далее учитель в диалоге побуждает учеников к сознанию противоречия и формированию проблемы.
Таблица 17
Шаги диалога |
Учитель |
Ученики |
1. |
- Вы смогли выполнить это задание? |
- Нет. |
2. |
- Но вы только что умножали на 7! Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (побуждает к осознанию противоречия) |
- Там мы умножали однозначные числа, а здесь надо умножать двузначные числа. А мы этого делать не умеем (осознание затруднения) |
3. |
- Какова будет тема нашего урока? (побуждение к формулированию проблемы) |
- Умножение двузначного числа на однозначное |
3. Практическое задание, невыполнимое на уровне актуальных знаний, но сходное с предыдущим.
Урок во 2 классе по теме «Переместительное свойство умножения».
Учитель предлагает учащимся самостоятельно найти значения выражений:
6+3 7+48+2
3+6 4+72+8
- Кто нашел значения этих выражений быстро? Какие знания вам помогли? (Знание переместительного свойства сложения).
- Докажите практически, что это свойство выполняется для данных пар выражений. (Учащиеся пользуются кругами двух цветов)
- С каким действием тесно связано действие сложения? (С действием умножения). Можно ли в таком случае утверждать, что переместительное свойство выполняется и для умножения?
5·2 4·3 6·7
2·5 3·4 7·6
- Подумайте, как установить, выполняется ли переместительное свойство для умножения. (Ученики вычисляют, заменив произведения соответствующими суммами и иллюстрируя умножение с помощью наглядности).
Таким образом, мы видим, что путь постановки проблемных заданий перед учениками заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию её противоречия и формулированию темы урока или вопроса для исследования, которое влечёт к прочному формированию вычислительных навыков у младших школьников.
Проблема формирования вычислительных навыков у младших школьников, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений, всегда будет актуальна, так как вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин.
Ситуативное мышление младшего школьника
Мышление ребенка зарождается и развивается, во-первых, в процессе наблюдения, которое является не чем иным, как более или менее целенаправленным мыслящим восприятием. Собственно мыслительная деятельность в процессе наблюдения выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. Вещи познаются сна ...
Дидактические
взгляды Я.А.Коменского
В мировоззрении великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670) переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремление опереться на жизнь, на опыт, с одной стороны, и религиозность — с другой. По его мнению, мир — это «создание божье», познание — это «богоискание повсюд ...
Степень изученности
Степень изученности проблемы. В развитие научных основ формирования здорового образа жизни существенный вклад внесли А.С. Вирениус, И.И. Горбунов-Посадов, Д.А. Дриль, П.Ф. Лесгафт, В.О. Португалов, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой и др. В 20-30 годы вопросами предупреждения аддиктивного и девиантного п ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.