Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Использование проблемных заданий, направленных на формирование вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики

Материалы » Проблемные задания как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики » Использование проблемных заданий, направленных на формирование вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики

Страница 1

Формирующий эксперимент проводился в течение 2008 - 2009 учебного года во 2 классе МОУ СОШ № 9 города Алексина.

Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась разработка и использование на уроках математики проблемных заданий, направленных на формирование вычислительных навыков у младших школьников, участвующих в эксперименте.

В соответствии с поставленной целью на данном этапе исследования нами были выдвинуты следующие задачи:

Определить содержание материала по проблеме формирования вычислительных навыков в программе по математике для 2 класса конкретной школы.

Разработать совокупность проблемных заданий, направленных на формирование вычислительных навыков учащихся.

Использовать разработанную совокупность проблемных заданий на уроках математики в экспериментальном классе.

Изучив работы В.А. Крутецкого, посвященные различным аспектам развития математических способностей учащихся, мы пришли к выводу, что все проблемные задания можно условно разделить на два типа:

1. Проблемные задания, вызывающие удивление:

- задания, предъявляющие противоречивые факты;

- задания, ведущие к столкновению мнений;

- задания на столкновение житейских представлений и научных фактов.

2. Проблемные задания, вызывающие затруднение:

- невыполнимое практическое задание;

- практическое задание, не сходное с предыдущим;

- практическое задание, невыполнимое на уровне актуальных знаний, но сходное с предыдущим.

Исходя из приведенной типологии проблемных заданий, можно выделить следующие методические приемы создания проблемных заданий.

Приведём примеры создания разных проблемных заданий с использованием диалогического метода выхода из них на уроках математики во 2 классе, способствующих формированию вычислительных навыков.

Совокупность 1.

Проблемные задания с удивлением.

1. Задания, предъявляющие противоречивые факты.

Урок во 2 классе по теме «Порядок действий в выражениях, содержащих скобки».

Через решение проблемного задания вводится понятие «скобки». По учебнику учащиеся выполняют вычисления по двум различным программам, приводящим к одинаковым выражениям, но имеющим разные результаты.

Задание 1: Выполните вычисление по следующей программе:

Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4

Задание 2: Выполни вычисление по следующей программе:

1) К числу 3 прибавь число 4.

2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Учитель предлагает сравнить два получившихся выражения.

В одном номере получается, что 8-3+4=9, в другом номере значение того же выражения равно 8-3+4=1 (предъявление двух противоречивых фактов). Ученики испытывают удивление (возникает проблемная ситуация). Далее учитель разворачивает побуждающий диалог.

Таблица 14

Шаги диалога

Учитель

Ученики

1.

- Что вы видите, ребята? (побуждение к осознанию противоречия)

- Выражения одинаковые, а результаты разные! (осознание противоречивости фактов)

2.

- Над каким вопросом подумаем? (побуждение к формулированию проблемы)

- Почему в одинаковых примерах разные ответы? (проблема как вопрос, ответом на который являются «скобки»)

Задания, ведущие к столкновению мнений. Урок по теме «Деление нуля и невозможность деления на нуль». Детям предлагается вспомнить правила умножения нуля и на нуль. 0·а=0 и а·0=0.

3. Задания на столкновение житейских и научных представлений.

Урок во 2 классе по теме «Конкретный смысл действия умножения».

Звездочки можно считать по одной, а можно по частям. Как? Запиши решение.

Вводится новый вид ситуаций, которые в дальнейшем будут решаться с помощью умножения. Выясняется, что, конечно, можно пересчитать все звездочки по одной. Но так действовать могут первоклассники. Обычно, взрослые люди стараются поменьше пересчитывать руками, а почаще работать головой, используя действия с числами. Вот и здесь можно посчитать руками не все звездочки, а только их часть. Но как?

Возникает проблемная ситуация. Далее учитель разворачивает побуждающий диалог.

Таблица 15

Шаги диалога

Учитель

Ученики

1.

- Обратите внимание на рисунок. Какая в нём особенность?

- Звёздочки расположены друг под другом, следовательно, их равное количество в каждом ряду

2.

- Нужно ли считать все звёздочки?

- Нет, достаточно посчитать звёздочки в первом ряду. Их 6.

3.

Сколько рядов звёздочек?

-Три.

4.

Как можно узнать, сколько всего звёздочек?

- Нужно сложить 6 звёздочек три раза, т.е. 6+6+6

5.

- Мы найдём сумму равных слагаемых. А ещё это выражение можно записать вот так: 6 ∙ 3

-Что обозначает число 6? А что число 3?

-Число 6 показывает, какие одинаковые слагаемые складывали, а число 3- сколько было одинаковых слагаемых.

6.

- Как можно прочитать выражение 6 ∙ 3?

- По 6 взяли три раза.

7.

-Выражение 6+6+6= 6 ∙ 3, т. е. действие сложение мы заменили умножением.

Сформулируйте правило.

- Если все слагаемые в сумме одинаковые, то действие сложения можно заменить действием умножения.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Уровни сформированности педагогического артистизма
Вслед за И.Ф. Исаевым выделим четыре уровня сформированности педагогического артистизма. Адаптивный уровень педагогического артистизма характеризуется наличием физиологических и психологических задатков. Профессионально-педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме без использо ...

Анализ статистических методов, используемых при разработке теста диагностики индивидуального прогресса
Диагностический комплект для мониторинга индивидуального прогресса учащихся школы апробировался на 10 пилотных площадках, расположенных в Самарской области, республики Чувашия, городах Томск, Москва, Красноярск. Апробация основывалась на трех тестовых срезах, которые проводились в 2003-2005 годах. ...

Причины введения Единого государственного экзамена
Еди́ный госуда́рственный экза́мен (ЕГЭ) - централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах и лицеях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и ссузы. Введение ЕГЭ имеет сразу несколько причин и н ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru