Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Формирующий эксперимент проводился в течение 2008 - 2009 учебного года во 2 классе МОУ СОШ № 9 города Алексина.
Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась разработка и использование на уроках математики проблемных заданий, направленных на формирование вычислительных навыков у младших школьников, участвующих в эксперименте.
В соответствии с поставленной целью на данном этапе исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
Определить содержание материала по проблеме формирования вычислительных навыков в программе по математике для 2 класса конкретной школы.
Разработать совокупность проблемных заданий, направленных на формирование вычислительных навыков учащихся.
Использовать разработанную совокупность проблемных заданий на уроках математики в экспериментальном классе.
Изучив работы В.А. Крутецкого, посвященные различным аспектам развития математических способностей учащихся, мы пришли к выводу, что все проблемные задания можно условно разделить на два типа:
1. Проблемные задания, вызывающие удивление:
- задания, предъявляющие противоречивые факты;
- задания, ведущие к столкновению мнений;
- задания на столкновение житейских представлений и научных фактов.
2. Проблемные задания, вызывающие затруднение:
- невыполнимое практическое задание;
- практическое задание, не сходное с предыдущим;
- практическое задание, невыполнимое на уровне актуальных знаний, но сходное с предыдущим.
Исходя из приведенной типологии проблемных заданий, можно выделить следующие методические приемы создания проблемных заданий.
Приведём примеры создания разных проблемных заданий с использованием диалогического метода выхода из них на уроках математики во 2 классе, способствующих формированию вычислительных навыков.
Совокупность 1.
Проблемные задания с удивлением.
1. Задания, предъявляющие противоречивые факты.
Урок во 2 классе по теме «Порядок действий в выражениях, содержащих скобки».
Через решение проблемного задания вводится понятие «скобки». По учебнику учащиеся выполняют вычисления по двум различным программам, приводящим к одинаковым выражениям, но имеющим разные результаты.
Задание 1: Выполните вычисление по следующей программе:
Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4
Задание 2: Выполни вычисление по следующей программе:
1) К числу 3 прибавь число 4.
2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.
Учитель предлагает сравнить два получившихся выражения.
В одном номере получается, что 8-3+4=9, в другом номере значение того же выражения равно 8-3+4=1 (предъявление двух противоречивых фактов). Ученики испытывают удивление (возникает проблемная ситуация). Далее учитель разворачивает побуждающий диалог.
Таблица 14
Шаги диалога |
Учитель |
Ученики |
1. |
- Что вы видите, ребята? (побуждение к осознанию противоречия) |
- Выражения одинаковые, а результаты разные! (осознание противоречивости фактов) |
2. |
- Над каким вопросом подумаем? (побуждение к формулированию проблемы) |
- Почему в одинаковых примерах разные ответы? (проблема как вопрос, ответом на который являются «скобки») |
Задания, ведущие к столкновению мнений. Урок по теме «Деление нуля и невозможность деления на нуль». Детям предлагается вспомнить правила умножения нуля и на нуль. 0·а=0 и а·0=0.
3. Задания на столкновение житейских и научных представлений.
Урок во 2 классе по теме «Конкретный смысл действия умножения».
Звездочки можно считать по одной, а можно по частям. Как? Запиши решение.
Вводится новый вид ситуаций, которые в дальнейшем будут решаться с помощью умножения. Выясняется, что, конечно, можно пересчитать все звездочки по одной. Но так действовать могут первоклассники. Обычно, взрослые люди стараются поменьше пересчитывать руками, а почаще работать головой, используя действия с числами. Вот и здесь можно посчитать руками не все звездочки, а только их часть. Но как?
Возникает проблемная ситуация. Далее учитель разворачивает побуждающий диалог.
Таблица 15
Шаги диалога |
Учитель |
Ученики |
1. |
- Обратите внимание на рисунок. Какая в нём особенность? |
- Звёздочки расположены друг под другом, следовательно, их равное количество в каждом ряду |
2. |
- Нужно ли считать все звёздочки? |
- Нет, достаточно посчитать звёздочки в первом ряду. Их 6. |
3. |
Сколько рядов звёздочек? |
-Три. |
4. |
Как можно узнать, сколько всего звёздочек? |
- Нужно сложить 6 звёздочек три раза, т.е. 6+6+6 |
5. |
- Мы найдём сумму равных слагаемых. А ещё это выражение можно записать вот так: 6 ∙ 3 -Что обозначает число 6? А что число 3? |
-Число 6 показывает, какие одинаковые слагаемые складывали, а число 3- сколько было одинаковых слагаемых. |
6. |
- Как можно прочитать выражение 6 ∙ 3? |
- По 6 взяли три раза. |
7. |
-Выражение 6+6+6= 6 ∙ 3, т. е. действие сложение мы заменили умножением. Сформулируйте правило. |
- Если все слагаемые в сумме одинаковые, то действие сложения можно заменить действием умножения. |
Понятие патриотизма
Патриотизм, как явление социальной действительности, не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной ...
Методы этнопсихологии
Различия в предмете изучения делят все этнопсихологические исследования на две большие группы - межэтнические и внутриэтнические. При межэтнических исследованиях предметом обследования являются представители двух или более этнических групп, результаты, полученные в ходе психологического исследовани ...
Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения. Каждый язык располагает своей фоне ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.