Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Существует большое количество классификаций методов обучения, наиболее широкое распространение получили классификация по уровню активности учащихся Е.Я. Голанта; классификация по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером; классификация по дидактическим целям, разработанная М.А. Даниловым и Б.П. Есиповым; организационная классификация Ю.К. Бабанского. Более подробно рассмотрим классификацию по источникам знаний, авторами которой являются Е.И. Петровский и Д.О. Лордкипанидзе. Они считали, что на методы обучения наибольшее влияние оказывают те источники, из которых черпают знания учащиеся [15, С.173]. На этой основе они выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические. При таком подходе каждая группа методов опирается на свой вид источников:
а) словесные методы - на устное или печатное слово;
б) наглядные методы - на наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;
в) практические методы - на практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков.
К словесным методам относят рассказ, объяснение, беседу, работу с учебником и книгой. Данная группа методов позволяет в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Словесные методы имеют огромное значение в обучении. Слово учителя - самый доступный и распространенный инструмент обучения.
К наглядным методам относят наблюдение, демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, кинофильмов и диафильмов. Познавательная и практическая деятельность на уроках может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений.
К практическим методам относят устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы. [15, С. 176-180]
Использование краеведческого материала на уроках истории может быть различным, начиная от использования краеведческих примеров для оживления материала, вплоть до проведения специальных, полностью основанных на краеведческом материале уроков. Последние целесообразно проводить либо на памятниках истории и культуры, либо в краеведческом музее. [12, С. 105-106]
При подготовке к краеведческой работе в школе следует иметь ввиду, что краеведение не только эффективный способ решения учебно-воспитательных задач, но и возможность каждому учителю приобщиться вместе с учащимися к исследовательской работе.
В.М. Коротов и Л.Ю. Гордин отмечают, что сбор краеведческого материала является одним из видов поисковой деятельности. Они выделяют несколько направлений сбора краеведческого материала: археологический, историко-литературный, этнографический, биографический, гербариев и образцов пород местных ископаемых. Для начальных классов авторы считают применимыми такие приемы: как сочинения - зарисовки, рисунки, формирование тематических буклетов, тематические беседы, рассказы очевидцев или современников. Так же они подчеркивают важность этой деятельности, т. к. поиск будит у младших школьников любознательность, способствует установлению более содержательных отношений между детьми и родителями, прививает интерес к родному краю. [7, С. 6]. Вряд ли можно найти другую отрасль исторического знания, которая позволяла бы столь быстро включиться
младшим школьникам
и учителю в научную работу. Е.Н. Губанова и Н.С. Махина предлагают использовать такой прием как "историческая справка" (сообщение ученика). Этот прием имеет особое значение для детей, не проявляющих активность. Получив задание, ребенок уже настроен на успех, т. к. у него есть время подготовиться, проявить творчество, а в результате, свою активность. [4, С. 35-40].
Таким образом, методам и приемам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований. Исследователи определяют метод обучения как способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения.
Социальная психология
В методике преподавания социальной психологии не может не учитываться относительная молодость этой науки. Первые упоминания о ней относятся к началу нашего века, когда первые попытки создания социально-психологической теории предпринимались представителями психологической школы в социологии (Г. Тар ...
Субъектно-субъектная схема учебного взаимодействия
Учебное взаимодействие ранее часто описывалось схемой S→O, где S - это активный субъект, инициирующий обучение, передающий знание, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Ученик рассматривался как объект обучения и воспитания. Основываясь на такой характеристике взаимодействия, к ...
Диагностика музыкального обучения
Диагностикой музыкального обучения является определение результатов дидактического процесса в условиях урока музыки. Как и в общей педагогике, в музыкальном обучении различают две формы диагностики — диагностирование обученное™ (своевременное выявление, оценка и анализ продуктивности деятельности д ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.