Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
А.П. Чехов говорил А.М. Горькому: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!» Как видим, писатель, много думавший о школьном учителе, понятие «артист» распространил на всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают. Нужно, чтобы все науки, – будь то математика или биология, история или география – преподавались как искусство.
Но что такое артистизм применительно к учителю, школе, обучению и воспитанию? Есть учителя, которые принципиально избегают артистизма, потому что считают, что школа не театр, урок не спектакль, учитель не артист. Но есть и другие наставники молодых педагогов, которые на вопрос: «Нужен ли учителю артистизм?», отвечают: «Артистизм не излишество, нет. Он жизненно необходим. Нужно лишь отличать артистизм от желания, во что бы то ни стало произвести на ребят впечатление, выделиться среди окружающих, поэффектнее смотреться».
Артист в широком смысле слова – это виртуоз, мастер своего дела. Артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, это высший уровень совершенства в своей работе. Без него ребята на уроке не смогут подняться на желаемую духовную высоту.
У педагога нет никаких театральных аксессуаров, театральных средств воздействия: ни сцены, ни декораций, ни костюмов, ни симфонического оркестра. Школьно-классный реквизит прост: стол, стул, доска, наглядные пособия. С точки зрения театра это – реквизитная нищета. И, тем не менее, мы говорим об искусстве учителя, его артистизме.
Каковы же компоненты артистизма учителя? Что помогает ему повести детей за собой, вместе с ним искать научную истину, переживать радость открытия окружающего мира?
Учитель – открыватель мира для детей. Эту роль он может выполнить лишь в том случае, если является высокообразованным человеком, дающим себе труд постоянно черпать из науки, искусства и действительности. Учитель-артист живет любознательностью, познанием «тайн», удивлением, чувством нового, сомнением.
Эрудиция учителю нужна до чрезвычайности. Учитель артист умеет найти единственно верное, точное педагогическое решение. Иные люди располагают большими знаниями, впитывают в себя лавины информации. Много читая, воспринимая постоянно телепередачи, они осваивают монбланы фактов и мыслей. Но когда слушаешь их, наблюдаешь за ними, то впечатление такое, что внутри у них груды разбросанного материала. Вчера узнанное оказывается погребенным под нынче узнанным. Напротив, когда видишь человека, у которого любое знание идет к делу, испытываешь к нему чувство восхищения.
Учителю необходимо быть эрудированным. Каждое слово должно произноситься к месту в цепочке событий, каждая цифра сообщаться тогда, когда она уместна. Необходимо уметь быстро извлекать из памяти нужные сведения, все время думать, творить, чтобы сообщать факты, произносить слова, делать выводы.
Есть такие учителя, которые умны, образованны, порядочны, но не вызывают чувства человеческого братства, духовного единения. Они больше любят свой предмет, чем учеников, чем людей вообще. Как бы отъединенность от учеников, обходительная недоступность, держание учеников на далеком расстоянии от себя при обширных знаниях, уме, личной нравственности. Такому учителю не хватает обаяния.
Особенности развития памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями
речи
В процессе обучения в специальной речевой школе большое внимание уделяется развитию у детей памяти, чтобы она, как указывал Д.Б.Эльконин, становилась мыслящей. Установлено, что во время урока физкультуры дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в подвижные игры. Хорошим стимулом д ...
Планы-конспекты уроков по оптике для 11 класса
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света Тип урока: комбинированный. Цели урока: 1) познавательная цель: углубить понимание явления отражения света на основе изученной в 8-ом классе темы "Закон отражения света", получить закон отражения света на основе принципа Гюйгенса; 2) развивающая цел ...
Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению
Готовность ребенка в конце дошкольного возраста вступить в новые отношения с обществом находит свое выражение в готовности к школьному обучению (Н.И. Гуткина, 2007). Существуют различные взгляды на определение готовности к обучению. Так Л.И. Божович еще в 1950 г. отмечала, что готовность к обучению ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.