Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.
Задание 1. Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.
Сосна, клен, ясень, тополь.
Варианты ответов учащихся:
• Сосна – хвойное дерево, остальные – лиственные.
• Клен – 1 слог.
• Ясень – начало – на гласную букву, у остальных – на согласную букву.
• Клен – слово без орфограммы, у остальных – орфограмма «Безударная гласная в корне».
• Сосна – существительное женского рода, остальные – мужского рода.
• Сосна – существительное 1-го склонения, остальные – 2-го склонения.
Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову.
Задание 2. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
Варианты ответов учеников:
• Объединить – это глагол, остальные – существительные.
• Какао – несклоняемое существительное среди существительных, другие – склоняемые.
• Колонны – существительное мн. ч., остальные – ед. ч.
• Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.
• Рожь – существительное 3-го склонения, школа – существительное 1-го склонения.
Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.
6. Учебная лингвистическая задача
Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.
Задание 1. К какой части речи относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге. Что создает комический эффект (почему смешно)?
– Часовой! Который час
– Первый ваше благородье!
– Давно ли
– Часа с полтора ваше благородье.
Затем предлагается выполнить стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С этой целью им предлагается карточка №1.
Карточка №1
Часовой – имя существительное, потому что…
1)…; 2)…; 3)….
Карточки самоконтроля, содержащие решение одного действия, готовятся заранее для каждого ученика. Ученик, не сумевший выполнить первое действие, обращается самостоятельно к карточке №2 и с ее помощью овладевает необходимым операционным умением.
Карточка №2
Часовой – имя существительное, потому что:
1) обозначает предмет (кто?);
2) относится к мужскому роду, а также имеет морфологические признаки;
3) является обращением.
Почему смешно? Чем вызван комический эффект?
Следует ответ учеников: «Такую же форму имеет имя прилагательное часовой (-ая, – ое), оно обозначает признак (какой?), изменяется по родам: часовой механизм, часовая фабрика, часовое устройство; в предложении выступает как определение». Имя существительное образовалось из имени прилагательного и обозначает человека, стоящего на часах (т.е. на посту). Вопрос «Давно ли?» можно понять двояко: как уточняющий время (первый час) и как относящийся к времени пребывания на посту часового. Спрашивающий имеет в виду первое, а отвечающий – второе. Этим (многозначностью) и вызван комический эффект.
Поэтапное решение этой задачи формирует у школьников учение сопоставлять части речи, их морфологические признаки, использовать внутрипредметные связи для доказательства и самоконтроля. В основе этого задания – приемы сравнения, анализа и синтеза, способствующие развитию умения делать умозаключения, выявлять черты сходства и различия в изучаемых явлениях.
7. Терминологический диктант
Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм
Проявления нетерпимости
- оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; - игнорирование (отказ в беседе, в признании); - негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характ ...
Методы и формы обучения биологии в VI—VII классе
Повышение эффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебном процессе методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся, интенсифицирующих процесс обучения. В практике обучения биологии получили распространение следующие методы: лекция, рассказ, беседа, рабо ...
Общая психология
Основной целью преподавания данного предмета является усвоение студентами общих закономерностей функционирования психики. Знание общепсихологической теории должно лечь в основу изучения ими конкретных прикладных отраслей психологии, в частности возрастной, педагогической, социальной и др. Усвоение ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.