Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Сложнейшее социально-экономическое преобразование, которое происходит в большинстве стран в последние годы, не могло не отразиться на состоянии здоровья современного человека. Главной особенностью его жизнедеятельности является противоречие между биологической сутью личности и социальными условиями ее существования, поэтому основной стратегии выживания следует признать осознанную деятельность по повышению адаптационных способностей человека, формированию потребности в здоровом образе жизни, устойчивой мотивации здоровьесберегающей жизнедеятельности. К факторам риска следует отнести, прежде всего гиподинамию, несбалансированное питание, нервное перенапряжение и детренировку систем, обеспечивающих неспецифическую устойчивость (резистентность) организма.
Поэтому наука о здоровье человека, о путях его сохранения и укрепления должна быть интегральной и базироваться на экологии, биологии, медицине, психологии, педагогике, философии, социологии и других. Главным объектом ее исследования является человек здоровый, но живущий в сложном и противоречивом мире, насыщенном стрессовыми ситуациами, возникающими при резких изменениях параметров биосоциальной среды.
Здоровье - весьма всеобъемлющее, многозначное слово. Здоровье человека, взрослого или ребенка, школьника или студента - это неотъемлемая часть полноценной жизни, чистой, радостной, успешной, без болезней и страданий, той жизни, которой только достоин человек. Здоровье каждого- это общественное достояние. Здоровье в настоящее время, к сожалению, есть не у каждого. Это единство физических и духовных качеств человека, важнейшими предпосылками которых является формирование правильного характера, развитие инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. Все мы знаем, что «в здоровом теле - здоровый дух». Эта общеизвестная фраза имеет широкий многогранный смысл. Она говорит нам о том, что в человеке все должно быть здоровым, прекрасным и чистым - тело, и дух. И то и другое одинаково важно. Не может быть ни здорового тела без здорового духа, ни здорового духа без здорового тела. О здоровье надо, заботиться всесторонне.
Жизнь наша сейчас заставляет нас умнеть очень быстро. Мы все больше и больше узнаем о мире, о себе - с каждым днем умнеем. Во всяком случае, должны мудреть, если только хотим не просто выживать, а нормально и полноценно жить.
Первые познания о здоровье ребенок получает в семье, а затем в школе.
Проблема здоровья детей в настоящее время настолько актуальна, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение?»
Всего лишь 3% подростков, обучающихся в школе, являются здоровыми, 20-25% приходят в школу нездоровыми детьми, 20-25% имеют нервно-психические расстройства, 4% - с нарушениями зрения, 80-90% с кариесом.
Причина такого положения - это прежде всего несоблюдение элементарных гигиенических норм и рекомендаций: нерациональное питание, нарушение сна, нерациональный режим дня и учебных занятий, малоподвижный образ жизни, пренебрежение занятиями физкультурой и спортом, неправильная осанка при выполнении домашнего задания, несоблюдение правил освещения, недостаточное пребывание на свежем воздухе, постоянное перегревание, употребление лекарств.
Ситуация тревожная. Все пытаются отыскать в школьной жизни детей ту «золотую середину», когда ученики и ума-разума набираются, и здоровье не теряют.
Кардиохирург с мировым именем, лауреат многих государственных и международных премий, академик Н.М. Амосов писал: «Развить и сохранить здоровье ребенка проще, чем взрослого. В детском организме еще действуют программа активности, которая является необходимым элементом роста».
Научить младшего школьника следить за своим здоровьем, сохранить и укрепить его может и должен учитель начальных классов. Он может активно влиять на формирование здорового образа жизни у учащихся непосредственно на уроках математики, русского языка, уроках труда, уроках ИЗО, уроках музыки, а не только на уроках естествознания. Дети испытывают к первой учительнице особую привязанность, стараются делать все то, что она скажет.
В настоящее время в России реализуется ряд государственных программ, в которых рассматриваются вопросы формирования жизненных навыков, здорового жизненного стиля. Для начальной школы это программы «Школа безопасности» А. Усачева, «Физическое развитие и психическое здоровье», «Педагогика здоровья» и другие.
Эти программы отошли от традиционного назидательного, информационного стиля. Они делают акцент на развитие собственного «Я» ребенка, на формирование осознанного отношения к собственному здоровью, в частности навыка самоконтроля своих действий.
Реализация программ гигиенического воспитания младших школьников в обучении внесет качественные изменения в формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. Вместе с тем следует признать, что теоретические и практические аспекты по данной проблеме остаются еще не исследованными до конца и требуют дальнейшей разработки. Поэтому формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни у школьников и разработка эффективной педагогической системы, направленной на укрепление здоровья школьников, является весьма актуальной проблемой.
Объектом исследования является процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Предметом исследования являются методы и средства формирования потребности к здоровому образу жизни младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование методов и приемов способствующих эффективному формированию потребностей к здоровому образу жизни младших школьников.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ исторического аспекта по здоровому образу жизни;
2. Установить влияние различных факторов на здоровье школьника;
3. Выявить психофизиологические особенности младшего школьного возраста в формировании потребности в здоровом образе жизни;
4. Определить роль учителя по формированию потребности в здоровом образе жизни;
5. Разработать систему методов и приёмов по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников.
При решении указанных задач использовались следующие методы: теоретико-методологический анализ литературы, синтез, обобщение и сравнение точек зрения на проблему различных авторов. Изучение передового педагогического опыта.
Методологической основой исследования явились: медицинские, валеологические, психолого-педагогические идеи и учения о теории гигиенического воспитания. Этой проблемой занимались такие крупные исследователи как Н.М. Амосов, А.У.Усачев, В.И. Осик.
Причины и особенности заболевания ДЦП
Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга, которые проявляются в недостатке или отсутствии контроля за управлением своими движениями, либо ограниченность движения. Причиной ДЦП могут быть поражения головного мозга при родовы ...
Понятие вычислительного навыка. Психолого-педагогические и
методические аспекты формирования вычислительных навыков младших школьников
Формирование у младших школьников вычислительных навыков остаётся одной из главных задач начального обучения математике. В век компьютерной грамотности значимость навыков письменных вычислений, несомненно, уменьшилась. Вместе с тем, научиться быстро и правильно выполнять письменные вычисления важно ...
Предмет методики преподавания математики
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной учебной задачи. Существуют разные точки зрения на содержание понятия «методика». Одни, признавая методику наукой педагогической, рассмат ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.