Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Характеристика содержания понятия «художественное восприятие»: его свойства, типы, ступени развития

Материалы » Особенности развития художественного восприятия у школьников » Характеристика содержания понятия «художественное восприятие»: его свойства, типы, ступени развития

Страница 1

Выявленные нами в параграфе 1 характеристики термина «восприятие» получают следующую смысловую интерпретацию в понятиях, отражающих специфику художественной деятельности. К их числу мы относим такие важные для нашего исследования понятия как: «художественное восприятие», «свойства художественного восприятия», его типы и этапы.

Дадим характеристику понятия «художественное восприятие». Важно, что данное понятие традиционно на протяжении многих веков активно исследовалось такими науками как философия, психология и искусствознание, но до сих пор многие его аспекты остаются дискуссионными.

Философский ракурс исследования, не смотря на несхожесть используемых подходов, выявляет общее: художественное восприятие – это «процесс, в котором восприятие духовной сущности явления находится в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемой формой».

Подобное толкование содержания данного понятия связывает его с особой – высшей формы познавательной деятельности, которую может осуществлять только человек. При этом особый акцент в этой познавательной деятельности делается на приобретении опыта духовно-ценностного освоения человеком мира: «включающего не только информацию о внешнем или духовном мирах, но и ценностное (неутилитарное) отношение индивида к этим мирам».

Психологический ракурс исследования данного понятия, позволяет определить его как результат развития общей способности к восприятию, и как особую «способность человека входить в мир художественной культуры, … и порождать новые культурные миры на основе собственного мировосприятия» [18.с.80]. Результатом процесса порождения новых миров является становление образа мира, обретающего, «дополнительные измерения «личностного смысла», сугубо индивидуального духовно-ценностного отношения человека к отдельным явлениям и миру в целом» (А.Н. Леонтьев). Художественное восприятие – это не генетически наследуемое свойство, но культурное приобретение человека, требующее для своего развития немалых педагогических усилий.

Художественное восприятие – «сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Продуктом художественного восприятия становится «вторичный образ» и смысл, который совпадает или не совпадает с образом и идеей задуманными автором».

В психологии искусства художественное восприятие рассматривается в двух ракурсах: а) восприятия реальности, б) восприятия произведений искусства. Художественное восприятие реальности – это «способность восприятия сквозь призму существующих в культуре художественных понятий, сквозь призму языка искусства». Иначе – это, с одной стороны - способность видеть все как «не живую», но «созерцаемую» реальность и открывать в ней «неочевидное», а с другой – «способность к общению с автором произведения и способность к осмыслению, интерпретации авторского замысла».

Прежде чем перейти к характеристике свойств художественного восприятия как общей человеческой способности (целостности, предметности, структурности и др.), необходимо отметить, что «в современных философских и психологических концепциях свойства художественного восприятия рассматриваются, как правило, в качестве исключительных феноменов, без соотнесения со свойствами восприятия как общей человеческой способности». К данным свойствам относятся:

«- эмоциональная напряженность (эмоциональность и интенсивность эмоциональных реакций);

- целостность и дифференцированность (целостное «схватывание» смысла и вычленение элементов художественной ткани, умение сводить их в систему, рассматривая отдельные языковые средства в контексте авторской концепции);

- синтез эмоционального и рационального моментов (единство моментов сопереживания и созерцания);

- многоуровневость восприятия (осмысление на разных уровнях сознания)».

А теперь перейдем к характеристике свойств художественного восприятия.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Проблема обогащения речи младших школьников глаголами в процессе работы со словарями в учебно-методической литературе
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее и красочнее его речь. Школа, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя всесторонне их навыки владения языком, обязана: а) вооружить учащихся знанием словарного состава русского языка, дать навыки действенного, эффективного ис ...

Ролевые игры
В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Поэтому, думается, что необходимо подробнее остановиться на ролевой игре. К использованию ролевой игры на уроках методика обучения иностранным языкам идет уж ...

Коррекция нарушений общения
Прежде всего, в ходе игровой психокоррекции детей с нарушениями общения необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные стереотипы поведения, разрешить основные психо­логические коллизии ребенка. Следует отметить, что эффектив­ность коррекции достигается чаще всего в процессе коллектив­ных игр ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru