Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Уровневое обучение

Страница 1

Технология уровневого обучения представляет собой определенную модификацию технологии объяснительного иллюстративного обучения и в целом характеризуется существованием тех же методов и форм организации работы с историческими источниками.

Необходимость введения в практику уровневого обучения была обусловлена, прежде всего, тем, что в условиях существования большого объема информации возникла реальная проблема перегрузки школьников. Это подтверждает также и то, что в условиях современной школы, психологи отмечают снижение уровня памяти, внимания и других психических функций и состояний, которые способствуют усвоению текста изучаемого материала. Часто педагоги сталкиваются именно с проблемой того, что школьники не понимают содержания источника, а, следовательно, теряется интерес к ее усвоению .

Обоснование технологии уровневого обучения в работе с источниками как дальнейшее историческое развитие иллюстративно-репродуктивной технологии работы с источниками была ориентация на индивидуализацию обучения.

Для учащихся с развитой зрительной памятью авторы применяли дополнительные картины, чертежи, схемы, диаграммы, модели. Учащихся с развитой моторной памятью чаще вызывали к доске для записи новых терминов, выводов, показа объектов исторических картах.

Учитывая рекомендации психологов о том, что учебная деятельность требует не только изучения содержания предмета, но и способов деятельности, необходимых для усвоения, учителя в процессе организации самостоятельной работы по отношению к слабому ученику ставили задачу формирования тех навыков учебного труда, которых недоставало школьнику. Им давались подробные инструкции, проводились консультации, и оказывалась помощь в ходе урока.

Иного подхода, считали педагоги, требуют учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности, поэтому при выполнении самостоятельной работы им давались только общие указания о цели, порядке, способах выполнения работы, а учащиеся сами определяли порядок действий, актуализируя имеющиеся знания.

В процессе деятельности творческих учителей рождались конкретные формы индивидуального подхода, ставшие основой технологии уровневого обучения, которые умело сочетающиеся с традиционной моделью организации обучения на уроке: деление класса на группы, дифференциация учебного материала, дифференциация содержания деятельности учащихся на основе дифференциации заданий. Наиболее типичной была дифференциация класса на группы учащихся. Общим являлся вывод, к которому учителя пришли опытным путем: дифференциация должна быть «подвижной». Прикрепление учащихся «намертво» к какой-либо группе усугубляет недостатки в развитии школьника, обрекает его самой организацией учебного процесса на сниженный уровень образования.

Таким образом, уровневая технология работы с источниками неразрывно связана с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют ввиду эффективное использование тех приемов и методов обучения которые известны из традиционной дидактики. Уровневая дифференциация в изучении источников наблюдается не за счет уменьшения объема изучаемых источников или пересмотра их содержания. Данная технология обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к их усвоению.

В связи с этим, целью технологии уровневого обучения является необходимость обеспечения усвоения учебного материала, в общем, и содержанием источника в частности, каждым учеником в зоне его ближайшего психического и умственного развития на основе особенностей субъективного опыта.

В рамках данной технологии работа с источниками организуется на следующих принципах. Исходной научной идеей этой концепции является то, что она представляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, и прежде всего, учебный потенциал.

Второй принцип основан, прежде всего, на положении о том, что любое средство обучения, особенно такое многогранное как исторический источник требует уровневой дифференциации различных видов источников и методике работы с ними. Исходя из данного принципа, педагог ознакомит детей с различными категориями источников и классифицирует их по уровню восприятия детей конкретного класса. Такой подход помогает активизировать групповые формы работы в процессе самостоятельного изучения школьниками источников на уроках истории.

Групповые формы работы в рамках уровневой дифференциации организуются следующим образом.

В работе находятся источники, которые содержатся в тексте учебника или предварительно подготовлены педагогом и распечатаны и розданы детям перед началом урока. Учащиеся делятся на группы в зависимости от индивидуальных и групповых предпочтений. Могут быть выделены группы экономистов, историков, юристов, социологов. В зависимости от склонностей ребенка, документы находятся в работе и дети, в соответствии с этим разделением получают индивидуальные вопросы и задания

В структуре уровневой дифференциации при работе с источниками выделяют, как правило, три уровня:

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Опыт "новых школ"
С конца XIX в. в странах Западной Европы, и, прежде всего в Англии, возникло педагогическое течение, получившее название "новые школы" или "новое воспитание". Созданные для детей из привилегированных классов общества, эти школы стремились на основе уважения к личности воспитанни ...

Воспитание и школа в Афинах
Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство — демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. Воспитанию и обучению детей и юношества в Аф ...

Составление методических рекомендаций для педагогов и родителей по коррекции дисграфии у младших школьников путем компьютерных технологий
Основываясь на психологических и физиологических особенностях детей младшего школьного возраста, необходимо отметить, что на данном этапе наиболее результативным является игровое обучение, которое позволяет сформировать новые знания, умения и навыки, вовлекая детей в захватывающий мир игры. Такое о ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru