Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Под методикой обучения математике, направленной на развитие одаренных детей, мы понимаем систему методов и форм обучения, создающих ситуации достижения развивающих целей обучения с использованием специально разработанной системы задач. При разработке такой методики мы уделяем наибольшее внимание особенностям планирования уроков, направленных на развитие одаренных учащихся и организации деятельности учителя и учащихся на таких уроках.
Особенностью планирования уроков, кроме, традиционного изучения и анализа стандарта математического образования, учебных планов, программ и учебников по математике для 5-6 классов требуется дополнительная работа по анализу развивающего потенциала математического содержания темы, изучению литературы, содержащей материал по развивающему обучению: задачи с развивающими функциями и методы их включения в учебный процесс. Планирование уроков с использованием подготовленных материалов состоит в определении последовательности действий учителя: 1) планирование учебных и развивающих целей урока; 2) отбор содержания урока (не только математического, но и развивающего характера); 3) выбор методов обучения; 4) определение структуры урока и формы его проведения. Дадим характеристику каждому из этих действий учителя.
1) Характерной особенностью планирования развивающих целей урока, является их конкретизация на материале урока. Как показывают теоретические исследования, необходимо специально планировать на уроке формирование интеллектуальной активности учащихся – их внимания, восприятия, памяти, представления и воображения, мышления, элементов творческой деятельности, умения учиться. При этом мы используем основной элемент технологического подхода к обучению – постановку запланированных, диагностируемых целей, выраженных в действиях ученика. В приведенных в параграфе примерах планирования уроков для первого урока показано планирование целей на всех трех уровнях, а для второго и третьего уроков – только на третьем уровне, т.е. целей развития одаренных способных, учащихся. Конкретизация обучающих целей урока определяется программой и стандартами образования, развивающих – возможностями материала темы урока и формой его проведения.
Если отбор математического содержания урока определяется тематическим планированием, то материал развивающего характера определяется необходимостью достижения запланированных развивающих целей урока. Наряду с задачами с развивающими функциями – это краткие сообщения учителя и учащихся, работа с дополнительной литературой, рефераты учащихся исследовательского характера, наглядное представление материала (таблицы, схемы, диаграммы, карты, рисунки и т.п.).
3) Закономерности выбора методов обучения одаренных детей, отмеченные в § 1 данной главы (игровые, наглядные, эвристические, практические, проблемные и исследовательские, развивающие мышление; метод решения нестандартных задач, развивающих тематические способности) представлены по этапам учебного процесса в виде таблицы 3.
4) Определяя роль и место различных форм обучения математике одаренных учащихся, мы ориентировались на развивающие формы обучения. Именно в одной системе с уроком и через урок осуществляется освоение в практике обучения новых организационных форм, их непосредственное использование в образовательном процессе и связанная с этим необходимость внесения корректив в образовательный процесс. Таким образом, использование урока с развивающими функциями в качестве главного связующего элемента в интеграции различных организационных форм для реализации методики развития одаренных детей при обучении математике становится реальным. Главные – интегративные функции отводятся уроку, который синтезирует в себе элементы и других форм изучения математики одаренными детьми.
Таблица 3
Этапы Учебного процесса |
Методы обучения |
Типы Задач | ||
Левополушарные учащиеся |
Правополушарные учащиеся | |||
1 |
Подготовка к изучению нового материала |
Методы повторения, Дифференцированные по уровням |
На развитие внимания, памяти, речи | |
Тестирование, самостоятельное решение задач |
Математический диктант, практическая работа проверочного характера, беседа и устный счет с использованием наглядности | |||
2 |
Изучение нового материала (восприятие и осмысление информации) |
Словесные методы (беседа, рассказ, сравнение, анализ, аналогия), проблемные методы |
На развитие анализа, сравнения, индукции, дедукции, умения учиться | |
Дедуктивные выводы, приемы учебной деятельности как ООД, самостоятельная работа с текстом учебника |
Индуктивные выводы, наглядная иллюстрация как ООД, приведение примеров и контрпримеров | |||
3 |
Закрепление знаний и способов деятельности |
Групповая и индивидуальная формы работы с теоретическим материалом и решения задач по уровням |
На развитие памяти, речи, обобщения, умения учиться | |
Репродуктивные и алгоритмические методы, переноса усвоенных приемов в нестандартной ситуации, классификация изученного |
Игровые, практические, исследовательские методы, подготовки докладов и сообщений, выполнение творческих заданий | |||
4 |
Обобщение и систематизация изученного |
Методы обобщения и систематизации |
На развитие обобщения, мышления, памяти, мировоззрения | |
Словесные, использование схем и символических записей |
Игровые, наглядные, эврис- тические, практические, использование опорных конспектов | |||
5 |
Контроль и оценка |
Разноуровневые контрольные работы, диагностирующие, развивающие тесты, взаимоконтроль и самоконтроль, взаимооценка и самооценка |
На развитие памяти, умения учиться |
Знания и умения, необходимые для овладения педагогической техникой
Педагогическая техника рассматривается как комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Педагогическая техника включает умения управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Основой педагогической техники является профес ...
Вопросы педагогического руководства сюжетными играми детей дошкольного
возраста в педагогической литературе
В истории дошкольной педагогики сложилось несколько педагогических подходов к руководству сюжетными играми детей. Первый подход – так называемый традиционный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой. Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания по результатам исследований развития дет ...
Методические подходы к экономической оценки эффективности общественных
расходов
Оценка результативности расходования бюджетных средств производится для повышения социально-экономической эффективности бюджетных услуг, а также для принятия своевременных мер по улучшению производства бюджетных услуг, внедрения механизмов аутсорсинга либо для прекращения финансирования неэффективн ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.