Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Анализ литературы показал, что основными компонентами интеллектуальной готовности к обучению в школе является достаточный уровень сформированности таких познавательных процессов как внимание, восприятие, память, мышление, речь и развитие мелкой моторики Для изучения данных компонентов были подобраны соответствующие диагностические методики: «Корректурная проба», «Узнавание фигур», «Где спряталась фигура», «Запомни картинки», «10 слов», «Мозаика», «…-й лишний», «Лабиринт», «Графический узор», «Составь рассказ». Исследование проводилось на базе МДОУ №. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 6-7 лет. С каждым ребёнком была проведена индивидуальная форма диагностирования. Результаты первичной диагностики позволили разделить детей на две равные группы: контрольную – в неё вошли дети, имеющие высокий и средний уровень интеллектуальной готовности, и экспериментальную – в неё вошли дети, имеющие низкий уровень интеллектуальной готовности. Проведённая в последующем математико-статистическая обработка данных с помощью t – критерия Стьюдента для независимых выборок выявила достоверность различий в данных группах по следующим показателям: средний уровень внимания (t=-6,000; p≤0,01), низкий уровень внимания (t=6,000; p≤0,01), высокий уровень речевой памяти (t = -2,449, p≤0,05), высокий уровень восприятии (t = -3,000, p≤0,05), средний уровень восприятия (t = 3,000, p≤0,05), высокий уровень наглядно-действенного мышления (t = -3,000, p≤0,05), низкий уровень наглядно-действенного мышления (t = -2,449, p≤0,05), низкий уровень наглядно-образного мышления (t = 2,449, p≤0,05), низкий уровень логического мышления (t = 3,674, p≤0,05), низкий уровень речи (t = 2,449, p≤0,05) в экспериментальной группе; высокий уровень мелкой моторики (t = -3,000, p≤0,05), средний уровень мелкой моторики (t = 3,000, p≤0,05) в контрольной группе.
В ходе первичной диагностики были получены результаты по уровню интеллектуальной готовности в экспериментальной и контрольной группе до эксперимента (Приложение 2-9).
При изучении внимания с помощью теста «Корректурная проба» мы выявили следующие данные представленные на рисунке 1. Из рисунка видно, что и в контрольной и в экспериментальной группе нет детей с высоким уровнем развития внимания. Средний уровень развития внимания составляет 40% в контрольной группе и лишь 10% в экспериментальной. Низкий уровень внимания имеет одинаково высокий показатель в обеих группах: 60% в контрольной и 90% в экспериментальной.
Рис. 1. − Выраженность уровней внимания дошкольников до эксперимента
Результаты теста показали, что даже при достаточно хорошем уровне распределения внимания, у детей низкие показатели по устойчивости и продуктивности внимания, что свидетельствует о том, что дети работают достаточно медленно и допускают большое количество ошибок. При таком уровне развития основных свойств внимания дети в первые же месяцы обучения в школе встретятся с большими трудностями в усвоении школьной программы, требующей, по крайней мере, устойчивого внимания.
При изучении уровня развития речевой памяти с помощью методики «10 слов» (Рис. 2) мы определили, что 90% детей контрольной группы имеют средний уровень речевой памяти и 10% – низкий уровень; 70% детей экспериментальной группы показали средний уровень и 30% – низкий.
Принцип природосообразности воспитания
Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка. Следуя установившимся в эпоху ...
Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение
информационно – коммуникационных технологий
В век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Общение наших детей со сверстниками всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Поэтому широкие возможности, которые предоста ...
Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования
Количественная и качественная обработка полученных исследовательских данных заключалась в выявлении особенностей сенсомоторной координации младших школьников с ОНР. Общая сумма баллов, набранная испытуемыми по всем 8 образцам, сопоставляется с показателями, приведенными в таблице Уровни Возраст, ле ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.