Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
2. Изучение интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста позволило разделить детей на две группы: контрольную и экспериментальную. В контрольную группу вошли дошкольники, имеющие более высокие показатели развития компонентов интеллектуальной готовности:
внимание – у 40% детей средний уровень, у 60% – низкий уровень;
речевая память – 90% высокий уровень, 10% низкий;
зрительная память – 20% высокий уровень, 80% низкий уровень;
мелкая моторика – 40% высокий уровень, 60% низкий уровень;
восприятие – 60% высокий уровень, 40% низкий уровень;
наглядно-действенное мышление – 50% высокий уровень, 40% средний уровень, 10% низкий уровень;
наглядно-образное мышление – 70%, средний уровень 20%, низкий уровень 10%;
логическое мышление – средний уровень 80%, низкий уровень 20%;
развитие речи – 10% высокий уровень, 70% средний уровень, 20% низкий уровень.
В экспериментальную группу вошли дети со следующими показателями:
внимание – средний уровень 10%, низкий уровень 90%;
речевая память – средний уровень 70%, низкий уровень 30%;
зрительная память – высокий уровень 10%, средний уровень 30%, низкий уровень 60%;
мелкая моторика – высокий уровень 40%, средний уровень 30%, низкий уровень 30%;
восприятие – высокий уровень 20%, средний уровень 80%;
наглядно-действенное мышление – высокий уровень 10%, средний уровень 50%, низкий уровень 40%;
наглядно-образное мышление – высокий уровень 40%, средний уровень 20%, низкий уровень 40%;
логическое мышление – средний уровень 40%, низкий уровень 60%;
развитие речи – высокий уровень 30%, средний уровень 30%, низкий уровень 40%.
3. На основании полученных результатов возникла необходимость в создании коррекционно-развивающей работы для повышения уровня интеллектуальной готовности к обучению. Был разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий для повышения уровня интеллектуальной готовности. Данный комплекс включал в себя цикл занятий, в основе которых лежали игры и упражнения на развитие таких познавательных процессов как внимание, восприятие, память, мышление, речь, мелкая моторика.
4. Анализ эффективности проделанной работы показал, что в контрольной группе все показатели интеллектуальной готовности к обучению в школе остались на прежнем уровне, в экспериментальной же произошли значимые положительные изменения.
Положительная динамика была выявлена в изменении следующих компонентов:
внимание – средний уровень изменился с 10% до 90%, низкий уровень – с 90% до 10%;
речевая память – до эксперимента не было выявлено ни одного ребенка с высоким уровнем, после эксперимента – у 40% детей, средний уровень изменился с 70% до 60%, низкий уровень уменьшился с 30% до 0%;
зрительная память – показатели высокого уровня увеличились с 10% до 30%, средний уровень – с 30% до 70%, низкий уровень уменьшился с 60% до 0%;
мелкая моторика – высокий уровень вырос с 40% до 50%, средний изменился с 30% до 40%, низкий уровень уменьшился с 30% до 10%;
восприятие – высокий уровень вырос с 20% до 70%, средний уровень изменился с 80% до 30%;
наглядно-действенное мышление – высокий уровень повысился с 10% до 60%, средний уровень изменился с 50% до 40%, низкий уровень уменьшился с 40% до 0%;
наглядно-образное мышление – высокий уровень повысился с 40% до 50%, средний уровень с 20% до 50%, низкий уровень изменился с 40% до 0%;
логическое мышление – высокий уровень изменился с 0% до 30%, средний уровень с 40% до 70%, низкий уровень уменьшился с 60% до 05;
развитие речи – высокий уровень изменился с 30% до 50%, средний уровень с 30% до 50%, низкий уровень уменьшился с 40% до 0%.
Полученные данные показали, что у детей экспериментальной группы произошли улучшения в показателях интеллектуальной готовности:
внимание – средний уровень (p=-6,000, t=0,000), низкий уровень (p=6,000, t=0,000);
речевая память – высокий уровень (p=-2,449, t= 0,037), средний уровень (p=0,429, t=0,678), низкий уровень (p=1,964, t=0,081);
зрительная память – высокий уровень (p=-0,557, t=0,591), средний уровень (p=0,557, t=0,591);
восприятие – высокий уровень (p=-3,000, t=0,015), средний уровень (p=3,000, t=0,015);
Принципы общей теории социального управления
К основным принципам менеджмента относят: целенаправленность и последовательность; состязательность и максимальное вовлечение исполнителей в принятие решений; научность в сочетании с элементами искусства; функциональную специализацию в сочетании с универсальной деятельностью; оптимальное сочетание ...
Подготовка к успешному обучению в школе
В отечественной психологии серьезная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович (1968), Д.Б. Эльконина (1989), Н.Г. Салминой (1988), Е.Е. Кравцовой (1991), Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова (1999, 2001) и ...
Влияние раннего развития на речевую деятельность детей
Раннее детство – возраст от рождения до 3 лет – особый период для развития. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т.д. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.