Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Родителю из разведенной или распавшейся семьи, проживающему с ребенком, необходимо соблюдать общие рекомендации по отношению к детям из неполных семей. Восполнить недостающее ребенку влияние можно его общением. С отдельно проживающим родителем, целесообразной организацией жизнедеятельности детей в семье, использованием воспитательных возможностей родственников – мужчин, друзей семьи, членов школьных родительских комитетов, учителей – мужчин, руководителей кружков по интересам, тренеров.
Влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь. Э. Роу исследовал следующие характеристики взаимодействия: эмоциональное приятие-неприятие, наличие-отсутствие контроля, стимулирование-нестимулирование активности ребенка, – и обнаружил их влияние на выбор профессионального пути. Эмоциональное приятие или неприятие определяют, соответственно, личностную или предметную направленность профессиональных интересов; наличие-отсутствие контроля связано с защитным-незащитным типом реагирования, а стимулирование-нестимулирование активности обусловливает направленность на других или на себя.
Однако главное внимание психологи уделяют не отношению родителей как «целого» к ребенку, а отношению матери к ребенку – чисто психологически-природному отношению.
Можно выделить три независимых направления этих исследований: 1) выявление роли материнской депривации (матери нет или она не заботится о ребенке); 2) выявление типов отношений матери и ребенка в полной семье (в связи с отношением матери и отца, точнее – мужа и жены); 3) анализ отношений матери и ребенка в неполной семье.
Отсутствие заботы о ребенке наиболее травмирующий фактор. Причины могут быть разными: смерть матери, раздельное проживание (мать в тюрьме и т.п.), отказ от ребенка и пр. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях, характеризуются низким интеллектом (особенно – невербальным), эмоциональной незрелостью, расторможенностью, «прилипчивостью», а также отсутствием избирательности в контактах с взрослыми (быстро привязываются и быстро отвыкают). Часто они агрессивны по отношению к сверстникам, но лишены социальной инициативности.
Существует множество типологий отношений «мать-ребенок». Рассмотрим вариант, предложенный С. Броди:
1) Поддерживающее, разрешающее поведение. Матери этого типа, к примеру, не стремились приучить ребенка к туалету, а ждали пока он дозреет сам. При этом стиле воспитания у ребенка формируется чувство уверенности.
2) Приспособление к потребностям ребенка. Мать проявляет напряженность в общении с ребенком, страдает отсутствием непосредственности, чаще доминирует, а не уступает ему.
3) Чувство долга и отсутствие интереса к ребенку. При таком типе отношений нет теплоты и эмоциональной спонтанности. Часто матери осуществляют жесткий контроль, особенно – за навыками опрятности.
4) Непоследовательное поведение. Матери вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, совершали частые ошибки и плохо его понимали. Такой стиль формирует в ребенке чувство неуверенности.
Л. Ковар выводит отношения «мать-ребенок» из общей модели семейных отношений. Тип этих отношений зависит, по его мнению, от того, как родители оценивают и относятся к своему ребенку, и как он самоутверждается.
Часто ребенок бывает обузой, мешающей социальному продвижению матери. Мать уходит от него и больше к нему не возвращается. Покинутый ребенок, лишенный материнской ласки, плохо общается с другими людьми. У него поздно формируется речь. Он остается инфантильным на всю жизнь, с несформированной «я-концепцией».
Интерактивная творческая среда "Математический конструктор"
Интерактивная творческая среда, основанная на принципе динамической геометрии и предназначена для создания интерактивных чертежей (моделей) по математике, сочетающих в себе конструирование, моделирование, динамическое варьирование, эксперимент. "1С:Математический конструктор" - первая рос ...
Особенности игровой деятельности детей с ДЦП
В результате проведенного нами в 2003 году исследования было выявлено, что, продолжительность игры детей с недостатками развития в среднем составляет 10-15 минут. Действия детей носят преимущественно подражательный характер, без подчинения определенному замыслу, логика действий легко нарушается, пр ...
Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах
и форме предмета в процессе дидактических игр
В формирующем эксперименте исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Для формировании у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета с ними были проведены следующие дидактические игры: 1. Дидактическая игра "Посмотри вокруг" - за ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.