Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы.
Н.И. Жинкин указывает на то, что раннее развитие речи у детей совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям.
В ходе создания описательного рассказа активно развивается память и творческое мышление ребенка. Так, по данным Г.М. Ляминой, размеры детских рассказов (один из элементов признака информативности) таковы же, как в старшей и подготовительной группе и даже у школьников начальных классов (в среднем 25—45 слов). В пятой части случаев у наблюдаемых воспитанников средних групп можно было заметить попытки самостоятельно выделить в рассматриваемом объекте части и высказаться в 2—3 предложениях по каждому.
Э.П. Короткова раскрывает возможности развития не только когнитивной, но и эмоциональной сферы детей в ходе рассказывания по картине. Автор пишет, что, заботясь о точности обозначения словом того, что дети видят на картине, дошкольные работники не всегда добиваются эмоциональной выразительности речи, так что их речь, подчас сугубо деловая, мало затрагивает чувства, интересы детей, их воображение.
По мнению исследователя, картина может помочь педагогу полнее раскрыть для детей смысл и эмоциональную выразительность сравнений, метафор, образных описаний, эпитетов, поскольку становится возможным соотнести их с образной наглядностью, с картиной.
Для этого воспитатель должен выбирать вполне доступные дошкольнику языковые средства, чтобы усилить эмоциональность и образность своей речи и тем самым углубить восприятие картины и приобщить детей к богатствам родного слова. Речь, с которой педагог обращается к детям при рассмотрении картин, его вопросы, пояснения, рассказы должны быть одновременно и точными и эмоционально выразительными, причем выразительность речи усиливается ее стилистическими особенностями.
Видный педагог - исследователь речевого развития детей В.В. Гербова обращает внимание на то, что занятия по обучению детей описаниям относятся к наиболее сложным. Ввиду несформированности у ребенка такого компонента произвольной памяти и внимания, как удержание мотива, последовательности действий, педагог должен использовать различные формы подсказов и напоминаний "Ты забыл сказать про глаза. Зайчик напоминает тебе: "Не забудь рассказать цыпленку про мои длинные ушки". Что тебе особенно нравится в малыше? Когда будешь рассказывать, не забудь сказать об этом" и т. п.
Ребенку, закончившему рассказывать, иногда следует предложить помощь. ("Хочешь, мы тебе поможем: напомним, добавим?" и т. п.). Желательно, чтобы затем он повторил свой рассказ еще раз. В большинстве случаев повторный рассказ оказывается содержательнее первого, паузы между фразами становятся менее длительными. Нужно следить, чтобы число подсказов-дополнений не превышало 3, иначе ребенок не запомнит их, пишет автор.
Таким образом, работы отечественных педагогов и психологов подчеркивают необходимость и важность обучения дошкольников описательному типу высказывания. Отмечается, что обучение описанию оказывает серьезное влияние на сенсорное развитие, развитие познавательных процессов – внимания, воображения, мышления; дети упражняются в умственных операциях анализа и синтеза, учатся замечать красоту и своеобразие каждого предмета, у них вырабатывается вкус к точному и образному слову.
Структура педагогического теста
Структурными компонентами теста являются: тестовое задание – задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, к которой помимо содержания предъявляются требования тестовой формы и эталон – образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планир ...
Методы этнопсихологии
Различия в предмете изучения делят все этнопсихологические исследования на две большие группы - межэтнические и внутриэтнические. При межэтнических исследованиях предметом обследования являются представители двух или более этнических групп, результаты, полученные в ходе психологического исследовани ...
Системное психологическое сопровождение младших школьников
Между тем, учеными, занятыми проблемой школьной жестокости и насилия, отмечен рост агрессивности и в учительской среде. Самой распространенной агрессивной реакцией учителей признана вербальная – речевая агрессия. Многочисленные опросы и беседы с учителями показывают, что одной из причин агрессивнос ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.