Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
- выполнение условных движений (поворот головы, хлопки, подпрыгивание, откладывание фишки т. д.) на услышанный неречевой звук;
- реакция с помощью речевых сигналов на появление акустического стимула (например, с помощью слов да, слышу, есть и др.).
После того как ребенок научится быстро реагировать на звуковой раздражитель, следует переходить к дифференциации слуховых ощущений, т.е. обнаружению одинаковых и разных акустических сигналов. Это отрабатывается с помощью отрицательных и утвердительных невербальных или вербальных ответов в следующих упражнениях:
1. определение из трех звучащих предметов двух одинаковых/различных неречевых звуков (на материале контрастных звучаний, например, барабана и колокольчика, погремушки и свистка т. п.);
2. выделение одинаковых и различных неречевых звуков (на материале сходных звучаний, например, баночек с различной крупой);
3. самостоятельное нахождение одинаковых звучании из множества звучащих предметов.
Указанные задания тренируют у детей слуховое внимание и слуховую память.
Неречевое слуховое восприятие развивается у детей в процессе различения неречевых звучаний по их характеру, по акустическим свойствам, по объемности, направленности и т. д.
Первоначально дети учатся узнавать и дифференцировать неречевые звуки по характеру звучания (шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки). Сначала различаются акустически резко контрастные неречевые звуки, воспроизведенные с помощью знакомых натуральных предметов. Затем постепенно переходят к восприятию аудиозаписей этих звучаний. Дети запоминают названия звучащих предметов, соотнося их непосредственно с предметами и их изображениями на картинках. И в заключение — с близкими по звучанию сигналами.
Далее слуховое восприятие развивается в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкости, длительности, высоте).
При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо-далеко, громко-близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности).
Умения воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания, а также выполнять темпо-ритмические движения под музыку являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.
Третий этап — фонемный — наиболее объемный по содержанию и, соответственно, самый длительный. Он ориентировочно включает 100-103 занятия.
На данном этапе осуществляется практическое усвоение фонетического, фонематического и лексико-грамматического компонентов языковой системы.
Овладение фонетической системой происходит в процессе развития психических функций слуховой модальности, фонетического слуха (узнавания и различения звуков речи по их акустическим и интонационным признакам) и формирования нормативного звукопроизношения, слухомоторного контроля.
Звуки речи, составляя слова, приобретают смыслоразличительное значение и выполняют функцию фонем. Фонемы, в свою очередь, образуют фонематическую систему, практическое усвоение которой предполагает владение умственными операциями по дифференциации фонем на основе ударности, квазиомонимии, фонематического анализа и синтеза, фонематических обобщений (представлений).
Одновременно с формированием фонетико-фонематической базы языка проводится работа, нацеленная на практическое усвоение лексико-морфологических средств языка, синтаксического конструирования. Уделяется внимание развитию связной речи и психической регуляции речевой деятельности (языковому контролю, слухомоторному самоконтролю).
На этом этапе речь детей формируется в постепенно усложняющихся условиях слухового восприятия.
Так, ознакомление с новым материалом происходит в условиях, максимально облегчающих слуховое восприятие, рассмотренных на предыдущих этапах (при отсутствии шума; уменьшении реверберации в помещении; размещении ребенка в кабинете с учетом его слуховых возможностей; бисенсорном восприятии речи; равномерной громкости речи педагога слегка замедленного темпа). Кроме этого рекомендуется использование различных слуховых приспособлений-тренажеров (слуховой трубы, «звукопровода») для усиления громкости звучания речевых звуков, так как речевые звуки, в сравнении с неречевыми, более сложны для восприятия (звучат тише, короче, меняются в комбинаторных сочетаниях).
Использование дидактической игры в формировании представлений о
геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической
практике
С середины прошлого века дидактическая игра начал успешного использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В дидактических играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретиз ...
Система приемов формирования потребности в здоровом образе жизни у младших
школьников в процессе обучения естествознанию
Известно, что длительное статистическое напряжение у детей семи-девяти лет приводит к нарушению подвижности нервных процессов, нарушению артериального давления, падению его, что может провоцировать обморочные состояние, нарушению кислородного обмена. Не дожидаясь этих грозных симптомов, при первых ...
Уровни сформированности педагогического артистизма
Вслед за И.Ф. Исаевым выделим четыре уровня сформированности педагогического артистизма. Адаптивный уровень педагогического артистизма характеризуется наличием физиологических и психологических задатков. Профессионально-педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме без использо ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.