Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Закрепление материала осуществляется в более сложных акустических условиях:
- при исключении зрительной опоры;
- при увеличении расстояния от ребенка до говорящего;
- при восприятии речи нормального темпа и громкости, воспроизведенной различными дикторами (разными женскими, мужскими, детскими голосами) через технические средства (магнитофон, диктофон);
- при использовании резонаторной маски, усиливающей громкость звучания, но исключающей зрительный контроль собственной артикуляции.
Фонетическая система, по мнению В.И. Бельтюкова, Н.И. Жинкина, Л.В. Неймана, Л.А. Чистович, Н.X. Швачкина и др., включает в себя речевые звуки, ударение и интонацию.
Исходя из того, что звуки речи различаются на основе артикуляторных и акустических признаков, работа по развитию фонетического слуха и формированию произношения проводится одновременно, что способствует формированию межанализаторных связей (слухоречедвигательных), развитию слухового внимания, слухо-двигательной памяти, слухового и кинестетического контроля.
Параллельно дети знакомятся с интонационными средствами языка: ритмом, темпом, мелодикой, тембром.
Фонетическая система развивается в процессе реализации нескольких взаимосвязанных направлений работы: коррекции звукопроизношения, развитии фонетического слуха, развитии интонационного слуха.
Коррекция звукопроизношения осуществляется по общепринятой схеме работы над звуком с учетом характера нарушения артикуляционного праксиса (В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина). Вначале уточняется артикуляция гласных и простых согласных звуков, а затем с помощью различных методов постановки звуков (имитации, опоры на сохранные звуки, механические) усваивается артикуляция отсутствующих и неправильно произносимых звуков. После этого они закрепляются в слогах, словах, фразах, автоматизируются в стихотворениях, коротких текстах и скороговорках.
При закреплении поставленных звуков в слогах, словах, фразах используются различные способы усиления звука, что помогает ребенку лучше слышать голос логопеда и себя контролировать.
Развитие фонетического слуха проводится параллельно с формированием звукопроизношения и включает различение слогов, звукокомплексов по акустическим характеристикам: громкости, высоте и длительности.
Восприятие и определение различной громкости речевых сигналов способствуют понижению порога слуховой чувствительности и повышению разборчивости аудирования речи в изменяющихся акустических условиях (эффект «прислушивания»), что является основополагающим при определении ударности, ритма, эмоциональной окрашенности речевых структур.
Слуховое восприятие речи тренируется в упражнениях, направленных на отработку условных реакций (невербальных и вербальных) на речевые звукокомплексы заданной громкости.
Определение направления звучания речевых стимулов осуществляется в игровых приемах, аналогичных описанным на втором этапе, но при использовании вербального материала.
Развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении речевого темпа, слогового ритма и тембра речевых звучаний.
Речевой темп формируется при выполнении быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слогов логопедом; при воспроизведении детьми слогов и коротких слов в различном темпе, скоординированным с темпом собственных движений или демонстрацией движений с помощью игрушек; при воспроизведении в разном темпе речевого материала, доступного для правильного произнесения.
Слоговой ритм отрабатывается в упражнениях по отстукиванию простых слогоритмов без выделения ударного слога и с его акцентированием; по отхлопыванию слогового ритма с одновременным проговариванием слогов; по отстукиванию ритмического контура слова, сочетающегося с воспроизведением его слоговой структуры.
Клуб как форма деятельности старшеклассников в процессе повышения их
успешности
В соответствии с частными задачами данного параграфа остановимся на характеристике собственно внеурочной деятельности в рамках нашего понимания. Внеурочная деятельность, то есть деятельность, находящаяся за рамками урочного расписания и в, свою очередь, дополняющая систему образования, обеспечивает ...
Концепция музыкального образования
Общее художественное образование школьников недостаточно полно включает в себя воспитательный и образовательный потенциалы литературы, театра, кино, музеев, средств массовой информации, и для многих детей остаются недоступны целые пласты российской и зарубежной культуры прошлого и настоящего. Полож ...
Сущность понятия сострадание в научной литературе
В данном параграфе мы рассмотрим различные подходы к понятию "сострадание" и близких к нему по значению "сопереживание", "эмпатия". В словаре Даля дается следующее определение "сострадания": жалость к другому, соболезнование, сочувствие [25]. В словаре русско ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.