Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Соблюдение рассмотренных условий способствует максимальному облегчению слухового восприятия на начальных этапах работы.
Одновременно с медицинскими и организационными мероприятиями проводится работа по развитию понимания речи, активизации слухового внимания и тренировке слуховой памяти. Вслушиваясь в речь логопеда, дети выполняют различные игровые действия с игрушками и предметами.
Эти упражнения способствуют не только обогащению словарного запаса детей, но и активизируют их интерес к речи как средству познания окружающего мира, формируют мотивацию общения (деловые, познавательные и личностные мотивы). Как известно, формирование мотивов, т.е. личностного побуждения к определенной деятельности, лежит в основе речевой деятельности (В.К. Воробьева, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А. Б. Орлов и др.).
Выявив на первом этапе речевые и слуховые возможности детей, установив с ними контакт и вызвав интерес к речевому общению, следует переходить к следующему этапу коррекционной работы.
Второй этап — дофонемный — включает 15-17 занятий.
Целью второго этапа является формирование у детей неречевого слуха, включающем развитие слуховых ощущений и восприятия.
Для достижения поставленной цели проводятся мероприятия лечебно-профилактического и коррекционно-педагогического характера (логопедические занятия). Логопедические занятия организуются в условиях, максимально облегчающих слуховое восприятие, созданных на предыдущем этапе.
При разработке содержания логопедических занятий важно учитывать:
1. Соответствие звукового материала (частотного диапазона неречевых звучаний и уровней громкости) слуховым возможностям детей.
В соответствии с частотным диапазоном неречевых звучаний и уровнями интенсивности звуковой активности (т.е. громкости) следует считать, что дети, имеющие снижение слуха до 25 дБ, способны воспринимать большинство неречевых сигналов, так как их уровни интенсивности соответствуют, в основном, 30-120 дБ.
2. Значимость звукового материала, т.е. соотнесенность с конкретным предметом, действием или их изображением.
3. Последовательность ознакомления с акустическими невербальными стимулами: от знакомых к малоизвестным.
4. Постепенность нарастания сложности неречевых звучаний: от контрастных акустических сигналов к близким.
5. Разнообразие видов работ (выполнение инструкций, ответы на вопросы, подвижные и дидактические игры т. д.).
6. Вариативность наглядных средств обучения (натуральных звучащих предметов, иллюстративного материала, технических устройств — магнитофонов, диктофона для воспроизведения различных неречевых звучаний: голосов животных, птиц, звуков неживой природы, музыки), повышающих познавательные интересы детей.
Для воспроизведения неречевых звучаний через магнитофон можно использовать различные аудиокассеты: «Звуки окружающего мира или из чего родилась музыка», «Голоса животных и птиц», «Голоса птиц», «Звуки леса», «Звуки моря»; диктофонные записи шумов, не включенных в вышеперечисленные сборники (шум транспорта, городской улицы днем и вечером, домашних бытовых приборов т. д.); аудиокассеты с записями классических и современных музыкальных произведений без вокального сопровождения.
Развитие неречевого слуха осуществляется последовательно с помощью упражнений, направленных, во-первых, на активизацию слуховых ощущений и слухового внимания; во-вторых, на дифференциацию слуховых ощущений; и в-третьих, на формирование невербального слухового восприятия.
Слуховые ощущения и внимание детей активизируются путем вырабатывания двигательной (кивок головы, поднимание вверх руки, сигнала и т. п.), а также вербальной (слышу — не слышу, да — нет) реакций на слышимый звук (стук, звон, шуршание и др.). Зрительное восприятие звучащих объектов должно быть исключено. Задания желательно предъявлять в игровой форме, включать элементы соревновательности. Можно рекомендовать следующие приемы работы:
Комплексно-волновой метод как эффективное средство обучения учащихся в системе детской музыкальной школы
Важность данной темы заключается в том, что назрела необходимость изменения самой системы обучения детей, подростков. Невозможно оценить способности ребенка только по вступительному экзамену в музыкальную школу, невозможно учить только специальности, без связи с сольфеджио, музыкальной литературой, ...
Школьные перегрузки
Школьные перегрузки – проблема, способная сломать не только ребенка, но и его родителей. Детям трудно. Многие ощущают себя загнанными лошадьми, и пословица «ученье и труд все перетрут» приобретает зловещий смысл. Российская школа становится в буквальном смысле опасна для жизни. Те, у кого дети еще ...
Общая психология
Основной целью преподавания данного предмета является усвоение студентами общих закономерностей функционирования психики. Знание общепсихологической теории должно лечь в основу изучения ими конкретных прикладных отраслей психологии, в частности возрастной, педагогической, социальной и др. Усвоение ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.